Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В проникновенной речи, произнесенной им по истечении нескольких
лет пребывания в должности, Манн подчеркнул, что, несмотря на свою твердую
веру в способность мужчин и женщин к самоуправлению, он все же
осознает, что это только способность, а не совершенный врожденный дар и
что единственным средством для превращения данной способности в действительность
является всеобщее образование. «Лишь в образовании,—говорил
он, —наше политическое спасение; без такого ковчега нас поглотит
потоп». И еще он сказал: «Школа для народа — величайшее открытие из
всех, когда-либо сделанных человеком. Все другие социальные организации
имеют лечебный, целительный характер. А эта является и профилактикой,
и противоядием».
Что касается нововведений, за которые он ратовал, а именно системы
всеобщего образования, опирающейся на государственные налоги и открытой
для всех детей; заведений, готовящих педагогов, и так далее, то все
эти мечты Хораса Манна осуществились за прошедшие сто лет хотя и не
полностью, но все же в степени, достойной удивления. Однако проблема,
над решением которой бился Хорас Манн, пока еще у нас осталась. Сегодня
мы имеем институты, в очень сильной степени похожие на те, за реализацию
которых он боролся. Но у нас есть и задача, теперь, возможно, принявшая
даже более актуальную и сложную форму,—поставить эти институты
на службу демократическому обществу, демократическому образу жизни.
Мы, безусловно, не можем останавливаться на достигнутом там, где дело
идет о школе как залоге стабильности политической демократии.
Как-то в одном из своих публичных выступлений Хорас Манн задался
вопросом: что получают дети в школах—то, что близко им и отвечает только
их личным интересам, или то, что связано с великими социальными обязанностями
и привилегиями, уготованными им во взрослой жизни? Сегодня
мы тоже имеем все основания ставить такой вопрос.
165
На мой взгляд, было бы чрезвычайно ошибочным по отношению к де
мократии думать о ней как о чем-то фиксированном, считать ее понятие и
внешние проявления раз и навсегда установленными.
Сама идеядемократии, значениедемократиидолжныбесконечно, сноваи
снова исследоваться; их надо постоянно открывать и переоткрывать, воссоздавать
и реформировать, в то же самое время воссоздавая и реформируя политические,
экономические и общественные институты, в которых они отражены
чтобы эти институты отвечали переменам, связанным с развитием новых человеческих
потребностей и новых источников их удовлетворения.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.