Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но нет никакого смысла судить о
ее желательности, поскольку сегодня она не реализуема. Уже правят бал силы
нового мира, и в их планах продолжать оказывать давление на школы. Невозможно
игнорировать требования промышленно развитого и технологического
общества. Старое образование даже в нашей стране являлось продолжением
либо имитацией образования, созданного для малочисленного
класса избранных. Количество школ и университетов почти за одно поколе
ние возросло более чем вшестеро. Такая волна не имеет себе равных в истории
ни одной нации. С ней пришли те, кого не связывают ни биография, ни
традиции, ни нужды класса, к которым подлаживалась старая система. Новые
темы и курсы вводятся как ответ на их запросы. Однако вводятся они
разрозненно, не подчиняясь единой цели. Да и старые учебные занятия, с
небольшими изменениями, все еще существуют наряду с новыми. Лишь учащиеся,
обладающие мощным врожденным потенциалом, выходят из школ
со сколько-нибудь ясным представлением о собственных возможностях или
о мире, в котором они живут. Школы скорее дрейфуют поодиночке, чем стремятся
сложиться в систему.
Дисциплинарные и учебные методы в таких школах, если до нас доходят
правдивые сведения, за последние лет тридцать или около того пережили
революционные изменения, и, как правило, к лучшему, хотя сельские
школы большей части страны по-прежнему находятся в состоянии, достойном
общественного скандала. Теперь чаще признают право личности на
природные наклонности и больше приноравливаются к ее запросам, чем
раньше. Но в наших крупных городах с их бесчеловечной перенаселенностью
студентов и раздутыми классами изменения в основном коснулись лишь
общего духа преподавания, а не его реального воздействия на учащихся.
Методы преподавания все еще остаются преимущественно техническими
—зачастую даже в большей степени, чем во многих старых, маленьких деревенских
школах. Хуже всего то, что и в тех школах, где на учащихся не смотрят
как на интеллектуальных роботов, их индивидуальные особенности развиваются
скорее бессистемно, нежели целенаправленно.
Конечно, это не вина учителей, что так много недавних выпускников
школы сегодня оказываются в трагическом состоянии неприкаянности, без
работы и без каких-либо видов на нее. Не вина учителей и то, что такое
большое количество молодых людей и девушек, еще обучающихся в высшей
школе и колледжах, пребывают в состоянии болезненного и обескураживающего
неверия в будущее.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.