Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Опыт же оказывается
освободительным фактором. Опыт означает нечто новое, то, что велит нам
отбросить приверженность прошлому, то, что вскрывает новые факты и истины.
Вера в опыт рождает не верность обычаю, а устремленность к прогрессу.
Это различие в склонностях тем более важно, что прежде его столь
бездумно принимали как данность. В рамках реального опыта по мере его
проживания должны происходить какие-нибудь конкретные и жизненно важные
изменения. Ведь учение об опыте в конце концов следует опыту и моделируется
в соответствии с опытом, который реально переживается.
Хотя математика и другие рациональные науки развивались и в эпоху
древних греков, научные истины не оказывали обратного воздействия на их
повседневный опыт. Они оставались обособленными, далекими и навязанными
откуда-то сверху. Медицина была таким ремеслом, в котором позитивное
знание, возможно, накопилось в наибольшем количестве, но она не
удостаивалась чести называться наукой. Она так и оставалась ремеслом. Более
того, в области практических навыков не велось сознательных разработок
нового или целенаправленного совершенствования старого. Работники следовали
образцам, которые спускались им сверху, в то время как отступления
от установленных стандартов и моделей обычно заканчивались производством
некачественной продукции. Усовершенствования происходили либо
за счет медленного, постепенного и никем не замечаемого накопления изменений,
либо благодаря тому, что кого-то посещало внезапное вдохновение,
разом приводившее к установке нового принципа. Не являясь плодом применения
какого-либо осознанного метода, улучшения смиренно приписывались
воле богов. Что касается сферы социальных навыков, то такой радикальный
реформатор, как Платон, предполагал, что все зло, существующее
в мире, связано именно с отсутствием неизменных образцов, подобных тем,
на которые ориентировалось ремесленное производство. Этический смысл
философии состоял в том, чтобы обеспечить появление таких образцов, а
когда они в один прекрасный день будут созданы, их должна будет освятить
религия, им станет служить искусство, их внушением займутся структуры
образования, а укреплением -судьи; словом, изменение их станет делом
уже невозможным.
Нет необходимости вновь говорить о том, на чем мы и так столь часто
останавливались, -об эффекте опытных наук, от которого в свою очередь
усиливается эффект свободного контроля человека над окружающей сре
дой. Но поскольку влияние этого контроля на традиционное понятие опыта
редко принимают в расчет, то мы должны подчеркнуть, что, когда опыт перестал
быть эмпирическим и стал экспериментальным, случилось нечто радикальное
по своему значению.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.