Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Следовательно, призыв к альтернативному направлению в разработке его
идей по существу является призывом к признанию неограниченной
плодотворности актуальных явлений во всей полноте их актуальности.
СОДЕРЖАНИЕ
РЕКОНСТРУКЦИЯ В ФИЛОСОФИИ 3
Введение. Взгляд на реконструкцию двадцать пять лет спустя 4
Предварительные замечания 23
Глава I. Изменения в понятии философии
Происхождение философии из желания и воображения. Влияние общественных
традиций и авторитетов. Параллельное развитие фактического
знания. Несовместность и конфликт знаний двух типов. Ценности,
соответствующие каждому типу. Классические философии: 1) компенсаторные;
2) формально-диалектические; 3) ориентированные на «высшую
» реальность. Современное мышление признает первенство фактического
знания и приписывает философии скорее социальную функцию,
нежели функцию абсолютного знания.
24
Глава II. Некоторые исторические факторы философской
реконструкции
Фрэнсис Бэкон как пример новой духовности. Он понимал знание как
силу. Считал, что оно опирается на организованные коллективные исследования.
Считал, что оно проверяется тем, насколько способствует
общественному прогрессу. Новое мышление отражало реальные социальные
перемены — производственные, политические, религиозные.
Новый идеализм.
37
Глава III. Научный фактор в реконструкции философии 50
Наука революционизировала наше понятие о природе. Теперь следовало
трансформировать и философию, поскольку она больше не полагалась
на науку, признающую мир замкнутым и конечным. Либо признающую
неизменность видов. Либо признающую приоритет покоя над
изменением и движением. Противоположность феодальных и демократических
понятий. Упразднение конечных причин. Наука механика и
возможность контроля над природой. Почтение к материи. Новый тип
воображения. В итоге скорее техническое, нежели человеческое и нравственное,
влияние на философию.
Глава IV. Изменения в концепциях опыта и разума 62
Традиционная концепция сущности опыта. Крайности античной цивилизации.
Влияние классических представлений на эмпиризм Нового времени.
Почему стало возможным иное понимание. Изменения в области
психологии подчеркивают важность такого фактора, как наше взаимодействие
со средой. Влияние этого обстоятельства на традиционные идеи
об ощущениях и знании. Фактор организации. В социальном аспекте
опыту отныне свойственно больше изобретательности и контроля над
обстоятельствами. Соответствующие перемены в понятии разума.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.