Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
И первые, и вторые пренебрегли той истиной, что ни наука, ни технология
не представляют собой безличной космической силы, а действуют только
при участии человеческого желания, провидения, цели и усилия. Наука и
технология—это сферы, в которых человек и природа сотрудничают друг с
другом и где человеческий фактор абсолютно открыт изменению и управлению.
Никому и в голову не придет отрицать, что в создании и применении
средств, приборов и структур промышленности и торговли играют роль и
человек, и физические условия.
Но на практике, в отличие от этих длинных рассуждений, человека
лишают ответственности за результаты того, что он создает и использует.
Такая позиция повсеместно заставляет нас отказываться от участия в широкомасштабном
коллективном планировании. Даже в условиях современного
кризиса не проходит и дня, чтобы кто-нибудь не высмеял саму идею такого
планирования, якобы рожденную в умах мечтательных профессоров или
еще кого-то, равно несведущего в вопросах практики. Не существует ни одной
успешной промышленной структуры, которая своим успехом не была
бы обязана непрерывному планированию в рамках определенной отрасли планированию
с видами на прибыль,—поэтому все, что я изложил выше, еще
ничего не говорит о том, какой ужасной ценой на тропе нестабильности и войны
мы оплатили свою веру в политику бездействия.
Мы отказались взять на себя ответственность за предвидение и планирование
в вопросах внутренней и международной жизни, так как не пожела
151
150
ли использовать в социальной сфере, сфере человеческих отношений, методы
наблюдения, истолкования и проверки, которые так привычны в работе
над физическими материями и которым обязано покорение естественной
природы. В конечном итоге мы получили состояние дисбаланса, полного
нарушения равновесия между нашим физическим знанием и знанием социально-
нравственным. Этот дефицит гармонии сильнейшим образом усугубляет
нынешний кризис со всеми его трагическими чертами. Ведь физическое
познание и физические технологии намного превзошли социальное или
гуманитарное знание и технику гуманитарных исследований. Наша неспособность
исследовать вопросы, относящиеся непосредственно к человеческой
сфере, с помощью научных методов, которые произвели революцию в
познании природы, и позволила современному кризису царить на общественной
сцене.
Перемены в физической части мировоззрения произошли так быстро,
что, возможно, нам и не следовало ждать того же от своих психологических
и нравственных познаний.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.