Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Они повернутся к вам новыми гранями и предстанут
в новом свете. Вокруг них возникнут новые вопросы, и новые критерии
будут предложены для их оценки.
Если вы безоговорочно полагаете, что изучать историю философии следует
не как обособленный предмет, а как главу в развитии цивилизации и
культуры; если вы связываете историю философии с исследованиями антропологии,
первобытной жизни, историей религии, литературы и обществен
34 35
ных институтов, то можно с уверенностью сказать, что вы придете к собственному
независимому мнению о ценности предложенного нами сегодня
подхода. История философии, рассмотренная с этих позиций, обретает новое
значение. То, что упустили подходы витающей в облаках науки, возвращается
на свое законное место благодаря точке зрения человечности. Вместо
разногласий оппонентов по вопросу о природе реальности нам открывается
арена действительных столкновений человеческих интересов и чаяний.
Вместо немыслимых усилий, направленных на то, чтобы выйти за пределы
опыта, мы находим важнейшие свидетельства человеческих попыток сформулировать
те аспекты опыта, в которых люди наиболее глубоко и страстно
заинтересованы. Вместо безучастных и чисто спекулятивных стремлений
подобно внешнему наблюдателю всматриваться в сущность совершенных
вещей-в-себе мы теперь созерцаем живую картину того, как вдумчивые люди
сами определяют, какой должна быть их жизнь и на какие цели следует настроить
мыслительную деятельность.
Любой из тех, кто придет к подобной точке зрения, обязательно получит
вполне определенное представление об области и задачах будущего философствования.
Он неизбежно будет склоняться к убеждению, что то, чем
философия была неосознанно, не ведая и не желая того и, так сказать, незримо,
впредь должно стать открытым и произвольным. Поскольку мы уже
признали, что, прикрываясь маской интереса к абсолютной реальности,
философия фактически занималась благородными ценностями, закрепленными
в социальных традициях, и что она вытекает из столкновения общественных
целей и конфликта унаследованных институтов с современными
полемическими тенденциями, то становится ясным, что задачей философии
в будущем является уточнение человеческих представлений о социальной и
нравственной борьбе своего времени. Ее целью будет стать инструментом
взаимодействия с такими конфликтами, насколько это по-человечески возможно.
То, что, будучи выраженным в метафизическом разграничении, претендовало
на статус сверхреального, в соединении с драматической борьбой
общественных верований и идеалов преисполняется особого значения.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.