Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но, поскольку в последние несколько веков философы со
19
вершили такое полезное и необходимое дело, как поддержка научных ис
следований, их сегодняшние преемники имеют возможность и стимул для
того, чтобы проделать подобную же работу в целях продвижения нравствен
ных изысканий. Сами по себе результаты этих изысканий не могут привести
к созданию какой-то совершенной моральной теории и действующей науки,
имеющей исключительно человеческое содержание, подобно тому как пред
шествующие им научные исследования физических и физиологических па
раметров человеческого бытия не сделали это бытие более ясным и полно
кровным. Однако нравственные исследования могли бы играть активную
роль в созидании (construction) гуманитарной моральной науки, которая не
пременно должна предшествовать .пересозданию (reconstruction) реальных
обстоятельств человеческой жизни, ведущему к порядку и условиям иной,
более полноценной жизни, чем та, которая когда-либо была дана человеку.
Скрупулезное разъяснение того, каким образом, где и почему философия,
отвечавшая условиям античности и Средневековья и тех нескольких
веков, которые завершились появлением на сцене человеческого театра естественных
наук, сегодня стала столь неуместной, что уже служит препятствием
для нормальной умственной деятельности, есть важнейшая интеллектуальная
задача. Как отмечалось ранее, заниматься реконструкцией—
не значит искать виноватых или просто ворчать на прошлое. Это строго интеллектуальный
труд, требующий от нас самой широкой осведомленности
как о связях прошлых систем с культурными условиями, в которых родились
их основные проблемы, так и знаний о науке сегодняшнего дня, несводимых
к «популярно» изложенным. А чтобы реализовать этот негативный
аспект интеллектуальной деятельности, необходимо постоянно анализировать
ценности всего самого нового в научных, технологических и политических
направлениях ближайшего прошлого и современности, ценности, уже
свободные от мрачной печати устоев, сложившихся в донаучную, доиндустриально-
технологическую и додемократическую эпохи.
Сегодня мы находим немало свидетельств того, как нарастает отрицательная
реакция на точку зрения, согласно которой наука и новые технологии
ответственны за все зло наших дней. Сегодня все признают, что это —
мощнейшие средства, способные дать нам весьма ценные новые возможности.
Несомненно, что теперь нам необходимо столь же эффективное нравственное
обновление, в результате которого эти средства стали бы служить
истинным человеческим целям.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.