Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Данная тема имеет особое значение в настоящий период. Сегодня, как
никогда ранее, брошен своего рода вызов фундаментальным положениям и
практике демократии. В каких-то странах это даже более чем вызов. Они
там жестоко и системно разрушаются. Повсюду возникают волны критики
и скепсиса относительно того, сможет ли демократия выстоять под гнетом
потребности в порядке и безопасности. Существует целый комплекс причин
для слома политической демократии в государствах, где она была формально
достигнута. Но в одном, я думаю, мы можем быть уверены. Там, где
она пала, ее сущность, к сожалению, была почти всецело политической. Она
не вошла в кровь и плоть людей, в образ их повседневной жизни. Демократические
формы свелись к парламенту, выборам и борьбе партий. В итоге
все происходящее, на мой взгляд, доказывает, что, пока демократический
образ мысли и действия не станет чертой человеческой личности, политическая
демократия не будет стабильной. Сама по себе она существовать не
может. Ей необходимо опираться на наличие демократических устоев во всех
сферах общественных отношений. Отношения внутри образовательных ин
178 179
статутов по важности следуют только за теми, которые царят в сфере произ
водства и бизнеса, однако, возможно, не уступают и им.
Теперь я вернусь к мысли о том, что данный особый вопрос, который
мы проанализировали, является одной стороной большой и глубокой проблемы.
Не знаю, что сильнее должно нас заботить в этой стране сегодня,
чем пересмотр всей проблемы демократии и ее значений. Ни ее пересмотр,
ни действия, которые за ним последуют, не могут ограничиться днем или
годом. Сама демократическая идея предполагает, что мышление и деятельность
— это сферы коллективного участия. Если хотя бы что-нибудь из сказанного
мной сыграет даже маленькую роль в развитии совместного исследования
и экспериментирования в данной сфере демократической организации
наших школ, то это будет осуществление моей величайшей надежды.
II
Вообще в связи с вопросом об организации образования уместно было
бы рассмотреть и проблемы администрирования внутри государственных
школ нашей страны, а также отношение людей к этим проблемам. Нет необ
ходимости настаивать, что данные проблемы комплексны и сложны. Они
имеют как минимум три аспекта, в каждом из которых много внутренних
неясностей и противоречий.
Во-первых, это, так сказать, интеллектуально-профессиональный аспект.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.