Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Еслиестьтолько однаsummumbonum1, одна верховная цель, то
что она собой представляет? Для рассмотрения этой проблемы нам придется
погрузиться в гущу противоречий, столь же актуальных сегодня, как и
две тысячи лет назад. Предположим, мы заняли на первый взгляд более эмпирические
позиции и говорим, что если нет единственной цели, то нет и
множества специфических ситуаций, каждая из которых требует улучшения;
но есть некоторое количество таких естественных благ, как здоровье,
богатство, честь или доброе имя, дружба, эстетическое наслаждение, познание,
и нравственные блага вроде справедливости, воздержанности и великодушия.
Что или кто тогда будет судить, какой путь является верным в том
случае, если эти цели конфликтуют друг с другом, что они и делают сплошь
и рядом? Стоит ли нам искать прибежища в методе, который однажды уже
испортил репутацию всему делу этики, -в казуистике?* Или надо обратиться
за помощью к методу, который Бентам** подобающе назвал «методом
ipse dixit»2, - произвольной склонности той или иной личности к той или
1высшее благо
2сам сказал (лат.)
107
иной цели? Или нам следует потрудиться над тем, чтобы расставить их все
по степеням -от наивысшего блага к наименее драгоценному? Итак, мы
снова оказываемся в гуще непримиримых споров без всяких намеков на
выход из этого положения.
А между тем специфические дилеммы морали, требующие помощи разума,
так и остаются непроясненными. Мы не можем желать или обретать
здоровье, богатство, ученость, справедливость или доброту вообще. Действие
всегда особо, конкретно, индивидуально, уникально. Следовательно,
и суждения для надлежащих действий должны быть такими же специфичными.
Сказать, что человек ищет здоровья или справедливости, -значит сказать,
что он просто хочет жить здраво или справедливо. Это понятия признанные,
как «истинно», «верно». Они видоизменяют действия в каждом
конкретном случае. Каким образом можно жить здраво или справедливо это
вопрос, который каждый человек понимает по-своему. Все зависит от
его прошлого опыта, его возможностей, от свойственных его темпераменту
или приобретенных слабостей и способностей. Быть здоровым стремится
не человек вообще, а конкретный человек, страдающий от конкретной немощи,
и поэтому здоровье для него не может значить в точности то же самое,
что для любого другого смертного существа. Жизнь в здравии не есть
то, что достигается как самоцель, вне связи с иными сторонами жизни.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.