Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Закон, государство, церковь, семья, дружба, производственные союзы -эти
и другие институты и организации необходимы индивидам для роста и определения
своих уникальных способностей и задач. Без их помощи и поддержки
человеческая жизнь, как сказал Гоббс, подобна жизни животного,
одинока и отвратительна**.
Утверждая, что все эти различные теории страдают общим недостатком,
мы смотрим в самый корень вопроса. Все эти теории обязаны логике
общих понятий, под которую надлежит подводить специфические ситуации,
в то время как нам хотелось бы осветить ту или иную группу индивидов, то
или иное конкретное человеческое создание, тот или иной особый институт
или социальную организацию. Подобная же традиционно принятая логика
исследования подменяет собой определение значения понятий и их диалектической
связи друг с другом. Обсуждение по ее канонам протекает в тер
119
минах государства как рода, индивида как рода; сущности институтов как
таковых, общества в целом.
Чтобы распутывать конкретные сложности обыденной жизни, нам необходима
некая путеводная нить, но в качестве таковой нам предлагаются
лишь диссертации о семье либо утверждения о неприкосновенности индивидуального
Я. Нам нужны представления о ценности института частной
собственности, который функционирует при данных условиях, в конкретном
времени и пространстве. Но мы вынуждены довольствоваться ответом
Прудона*, будто собственность вообще-это воровство, либо ответом Гегеля,
согласно которому реализация воли есть цель всех институтов, а частное
владение как признак господства личности над физической природой является
неотъемлемым составляющим подобной реализации. В известной степени
каждый из этих ответов может иметь отношение к конкретному случаю.
Но предлагаются нам данные концепции отнюдь не как средства, помогающие
разобраться с отдельными историческими явлениями. Это общие
ответы, претендующие на универсальное значение, под которое подпадает
и которому подчиняется все специфическое. Это готовые принципы,
которые следует применять к частностям для определения их природы. Они
говорят нам нечто о государстве как явлении, в то время как нам нужно знание
о конкретном государстве. Но из них следует, что все касающееся государства
как явления достаточно распространить на любое государство, о
котором нам однажды захочется что-то узнать.
Перенося акцент с конкретных ситуаций на дефиниции и концептуальные
заключения, теории -особенно органическая теория -выполняют такую
роль, как обеспечение механизма интеллектуального оправдания установленного
порядка вещей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.