Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Из этого доктор
Марш делает неизбежный вывод о том, что функция воспитательного, образовательного
учреждения состоит в культивировании такой общности, которая
равнялась бы полнейшему развитию всех способностей каждой отдельной
личности.
Остается лишь сожалеть, что доктор Марш так и не разработал свою
социальную и политическую философию в полном объеме. И хотя для соответствия
тех принципов, которые он выражает, современным условиям, возможно,
следовало бы произвести некие изменения в его лексиконе, мне ка
414
жегся, что он высказал принцип, основательно характеризующий чисто американскую
общественную систему, если у нас вообще таковая имеется, и в
целом систему, которая в настоящее время нуждается в дальнейшем развитии.
В эпоху, когда писал доктор Марш, идея национализма в современном
смысле слова едва ли уже возникла в нашей стране. Если и был в то время
какой-либо культ государства как политической организации, то крайне слабый.
Индивиды все еще четко осознавали собственные возможности, реализованные
в свободной общности, могущей учреждать и изменять свою
государственность, а точнее, конкретные формы политической организации.
Все, конечно, испытывали в то время великое восхищение американской
формой правления и особую патриотичную преданность ему. Но это
было именно служение его основополагающему принципу, символу свободного
и самоуправляющегося сообщества, а отнюдь не его форме. Его расценивали
как знак и как средство, но не как неизменную в себе цель, которой
должны подчиняться воля и совесть индивидов.
По моему мнению, подобное подчинение государства сообществу представляет
собой величайший вклад американского образа жизни в мировую
историю, и это отчетливо видно из высказываний доктора Марша. Но последние
события имели тенденцию к сокрытию от нас этого обстоятельства.
Свою работу вершили силы, стремящиеся подогнать оригинальное представление
о государстве и его организациях к старинным европейским понятиям
и традициям. Государство теперь считается целью-в-себе; самозваные
патриотические организации избрали своим делом провозглашение равенства
между лояльностью и патриотизмом личностей и почитанием государства
как неизменного института. Конституция государства толкуется ныне
не как средство и инструмент для достижения благосостояния в обществе
свободных самоуправляющихся индивидов, а как нечто ценное и святое само
по себе. Мы вынуждены, хотя и в основном бессознательно, но все же довольно
глобально, ставить свой первозданный американский идеал под вопрос.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.