Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Экономист,
промышленник и финансист явились новыми претендентами на
древнее божественное право королей.
Вывод, который следует из этого краткого исторического обозрения и
который подтвердило бы всякое серьезное изучение данного предмета, состоит
в том, что отождествление индивида с силами, стихийно рождающими
вариации и изменения, за вычетом тех сил, которые являются в структуре
индивида обыденными и консервативными, есть нечто новое и недавнее.
В целом это отождествление, эта идентификация служит выражением особенных,
специфических исторических событий, которые можно обозначить
и свести воедино. Новые методы и заключения естественных наук, а также
их технологические воплощения в новых способах промышленного производства
и обмена товаров и услуг оказались под контролем и возможным
ограничением со стороны официальных учреждений церкви и государства
— обладателей реального общественного влияния и претендентов на безраздельный
и непогрешимый авторитет во всех разнообразных сферах человеческих
устремлений. В условиях данного конфликта новые силы в порядке
обороны и самооправдания провозгласили, что идея авторитета относится
к сфере религиозной и политической власти, которая в штыки встречает
их свободные проявления, а также, что новые силы, и только они одни,
представляют и поддерживают интересы индивида и его свободы. Упомянутая
в начале моего выступления формула двух раздельных и независимых
сфер авторитета и свободы, где приоритет в случае сомнения отдается индивидууму
и свободе, — эта формула всецело является продуктом данного
исторического конфликта.
204
В конечном счете сложилась социальная и политическая философия,
которая поставила под вопрос обоснованность авторитета любого свойства,
если только он не был рожден или санкционирован осознанными желаниями
стремлениями и удовлетворенностью личности в частной сфере,—философия,
принявшая форму laisser-faire1в экономике и форму индивидуализма
во всех иных областях социально-политической деятельности.
Дан-ная философия претендовала на емкий титул либерализма.
Отсюда, на мой взгляд, отчетливо следуют два общих вывода. Первый:
старые формы организованной власти, реализующей свои авторитетные
полномочия, оказались поверхностными и репрессивными по сравнению с
новыми силами, проводниками которых являлись непосредственно индивидуумы,
и, следовательно, враждебными всем значительным общественным
изменениям. Второй: новая философия так сильно стремилась дезавуировать
сам принцип авторитета, что лишила индивидов направления и опоры,
которые столь универсально важны как для естественной свободы личности,
так и для социальной стабильности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.