Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Именно из этого происходит нынешнее состояние замешательства, конфликта
и неопределенности. Принижая значение принципа авторитета и
настаивая на необходимости свести проявления авторитета к тому минимуму,
который нужен для поддержания правового порядка, новая философия
тем самым вдохновила желания и усилия конкретных индивидов, направленные
на поиск личной цели, способной занять вакантное место верховного
авторитета в общественной жизни. В результате новая философия самим
актом утверждения, будто она всецело и преданно выступает за принцип
индивидуальной свободы, приняла подлинное участие в оправдании действий
новой формы централизованной власти—экономической, которая,
если здраво смотреть на вещи, последовательно и упорно отказывала всем,
кто был лишен экономического могущества и привилегий, в реальной свободе.
Зародившись как социальная сила, вызвавшая широкомасштабные социальные
перемены, отрицающие, точнее, игнорирующие те силы, которые
правили в момент ее возникновения, экономическая власть сегодня сама в
свою очередь стала организованным общественным институтом, противящимся
всем дальнейшим социальным преобразованиям, идущим с нею вразрез,
не содействующим и не оказывающим поддержки ее собственным интересам,
актуальным в настоящий момент.
Таковы причины, по которым я считаю, что суть вопроса состоит не в
разграничении особых «сфер» для авторитета и свободы, стабильности и
изменения, а в стимулировании их взаимопроникновения. Нам нужен авторитет,
который в отличие от старых форм своего воплощения способен направлять
и использовать перемены, и необходим иной тип личной свободы,
нежели тот. который рождала и оправдывала неограниченная экономическая
раскрепощенность, а именно—нам необходим всеобщий и всеми приемлемый
тип личной свободы, подоплекой и руководящим началом которой
сужил бы социально организованный разумный контроль.
1 попустительство (фр).
205
Прошедшая история свидетельствует о том, что до сих пор эта пробле
ма еще не имела решения. К нашим услугам был организованный социальный
авторитет, который дозировал проявления изменчивой природы индивидов
обеспечивая тем самым благонравное и целенаправленное течение перемен.
У нас была эпоха относительно неограниченного и бесконтрольного инди
видуализма и вытекающих из него перемен, которые происходили в крат
чайшие сроки и в широких масштабах. Репрессивное и сдерживающее вли
яние законного авторитета политического характера стало слабее.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.