Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но по мере собственного прогресса она подкрепляла эти перемены
соответствующим словарем, конгениальным их требованиям, и придавала
им большую четкость. Успехи науки в области как более широких,
чем ранее, обобщений, так и скрупулезной детализации фактов обеспечили
именно ту интеллектуальную вооруженность идеями и конкретными фактами,
которая была необходима для формулировки, кристаллизации, распространения
и пропаганды нового мировоззрения. Сегодня нам соответственно
предстоит иметь дело с теми противоположными понятиями структуры и
конституции природы, которые, будучи освящены авторитетом науки (приписываемым
ей либо подлинным), образуют интеллектуальный каркас философии.
Мы выбрали для анализа противоположные концепции древней и современной
науки. Дело в том, что я не вижу никакого иного способа оценить
поистине философское значение картины мира, набросанной современной
наукой, кроме представления ее в контрасте с той прежней картиной,
которая служила интеллектуальной подпоркой и оправданием классической
метафизики. Мир, которому когда-то доверились философы, был
замкнутым миром, внутренне представлявшим собою конечный набор
неизменных форм и имевшим четкие внешние очертания. Мир современной
науки -это открытый мир, неограниченный в своих изменениях, не
позволяющий задать пределы своему внутреннему содержанию, мир, простирающийся
сверх всяких положенных внешних границ. Кроме того, мир,
с которым связывали свое бытие самые разумные люди древнейших времен,
был миромнеизменным,царствомлишьтакихперемен,которыеимелиместо
внутри неподвижных границ спокойствия и постоянства, и миром, где фиксированное
и недвижимое, как мы уже отмечали, превосходило своим авторитетом
и качеством подвижное и изменчивое. И в-третьих, мир, который
люди однажды видели собственными глазами, запечатлевали в своем воображении
и воспроизводили в планах своих действий, был миром конечного
числа классов, типов, родов и форм, различавшихся по качеству (как и дол
ясны различаться типы и роды) и структурированных в иерархическом порядке
господства и подчинения.
Довольно непросто воссоздать образ вселенной, лежащий в основе всемирной
традиции. Несмотря на драматические, в духе Данте*, интерпретации,
несмотрянадиалектическиеразработкиАристотеляисвятогоФомы**
и несмотря на тот факт, что, исключая последние триста лет, эта традиция
владела умами людей, а ее низложение повлекло религиозные сдвиги, сегодня
она туманна, бесцветна и далека от нас.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.