Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Надо сказать, что взгляды оппонентов, освещенные в предыдущих аб
зацах, излагались мною вовсе не затем, чтобы впоследствии дать им отпо
ведь, а как иллюстрации — прежде всего к вопросу, почему сегодня необ
ходима реконструкция, и во вторую очередь—к вопросу о том, где именно
она необходима. Ведь если, взявшись за реконструкцию, мы всерьез не за
думаемся, каким образом и в какой именно части следует сегодня преобра
зовывать системы прошлых эпох, то мы не сможем питать никаких надежд
на появление и развитие такой философии, которая соответствовала бы
условиям, дающим в настоящее время материал для философских вопро
сов и проблем.
II
Как уже было сказано, философия вырастает из человеческих проблем
и интенционально связана с ними. Из этого положения вытекает другое, а
именно: данный факт является предпосылкой необходимой сегодня реконструкции,
но его значение отнюдь не сводится к тому, что отныне философии
надлежит реагировать на кризисы и напряженность в делах человеческих.
Ведь считается, что именно такие мотивы и такое назначение имели
если не задачи, то, по крайней мере, результаты всех великих систем западной
философии. Между тем нелепо думать, что их представители всегда и в
достаточной степени давали себе отчет во всех последствиях собственной
деятельности. Они были знамениты тем, что полагали, будто имеют дело с
1Именно такая неполнота психологических теорий сыграла свою роль в разви
тии уже упомянутого формализма. Эта недостаточность могла бы стать хорошим
поводом для реконструкции психологической теории, но случилось, напротив, так,
что неверная концепция утвердилась в психологии, а в дальнейшем была использована
в качестве основы «логической» теории познания, которая исключала любые
ссылки на фактологический путь умножения знаний.
7
6
сущностью, носящей то имя Бытия, то имя Природы или Вселенной, то Космоса
в целом, Реальности, Истины. Как бы ни звучали эти названия, все они
использовались для обозначения чего-то считавшегося устойчивым, незыблемым
и, следовательно, неподвластным времени, то есть вечным. Вечная
сущность, признаваемая к тому же универсальной и всеобъемлющей, как
бы стояла надо всеми изменчивыми явлениями космоса или покоилась за их
пределами. Так философы в обобщенной форме отражали распространенные
взгляды той эпохи, когда было принято думать, будто события протекают
в рамках времени и пространства, подобных своего рода универсальной
оболочке.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.