Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В подобных обстоятельствах вряд ли покажется странным,
что представители старой литературно-метафизической точки зрения, ранее
занимавшие оборонительные позиции, теперь приняли наступательные.
В развитие своих убеждений о том, что некоторые предметы по сути гуманитарны,
они заявляют, что другие предметы, особенно те, которые относятся
к разряду научных и технологических, являются по сути негуманитарными,
материалистическими и утилитарно-служебными либо находятся в
строжайшей зависимости от первых. Социальные революции, несмотря на
любую вызываемую ими реакцию, если и бывают полностью обратимыми,
то редко. Я не думаю, что есть сколько-нибудь серьезные основания надеяться,
будто американские университеты довольно стройными рядами возвратятся
к литературно-метафизическому составу предметов традиционных
гуманитарных заведений. Скорее я замечаю, что люди, на словах активно
приверженные этому направлению, вовсе не против дополнительных фондов,
которые позволят ввести новые научные и полупрофессиональные курсы
в уже и без того непомерно раздутую программу.
Опасность, на мой взгляд, заключается в другом. Можно заморозить
существующие негуманитарные направления и тем самым усугубить сегодняшние
досадные разделения и расколы. В тот момент, когда техническое
образование частенько посягает на наше право разумного узнавания и использования
великих гуманистических достижений прошлого, мы вдруг обнаруживаем,
что «классика» преподается и изучается обособленно и резко
противопоставляется всему остальному. Проблема обеспечения истинной
функции гуманитарного колледжа в демократическом обществе равнозначна
проблеме придания человеческой направленности тем техническим предметам,
которые становятся сегодня общественно значимыми.
В наши дни величайшей необходимостью является взаимопроникновение
знаний о человеке и природе, профессиональной подготовки, с одной
стороны, и глубокого понимания социальных оснований и социальных следствий
промышленности и производственных специальностей в современном
обществе—с другой. Перед лицом этой необходимости мы не нашли
ничего лучшего, как избрать систематические действия по их разъединению.
Недавно я получил письмо от человека, известного своей общественной
деятельностью, но не педагога по профессии, в котором он пишет: «Миллионы
наших солдат более отсталы, чем самые безнадежные реакционеры:
недостаток культурного образования не позволяет им адекватно оценивать
окружающую обстановку и ход событий».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.