Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Анализ состава суждения
этого типа должен выявить все дистинкции, все различения, которые
претендуют на статус фундаментальных этических категорий. Какой бы
элемент значения ни обнаруживался в качестве составной части такого
суждения, он имеет право претендовать на состоятельность, равную
состоятельности самого морального опыта; а термин, не проявившийся в
ходе такого анализа, не смеет притязать на состоятельность.
Отличительное значение любого из терминов зависит от той особой роли,
которую он играет в развитии и завершении суждения данного рода.
Раздел 6. Психологический анализ
как условие регулирования этического суждения
Если все обстоит таким образом, что окончательное содержание морального
суждения в каждом своем пункте зависит от склонности судящего (поскольку
тот интерпретирует ситуацию, с которой столкнулся, именно в свете
собственной склонности), то из этого непосредственно следует, что одна
часть общей теории, необходимой для адекватного регулирования индивидуальных
моральных суждений, должна заключаться в объективном анализе
данной склонности, которая влияет на действие посредством суждения.
Всем известен и естествен тот факт, что изрядная доля существующих трактатов
о нравственности заполнена рассуждениями по поводу желательных и
нежелательных черт характера—добродетелей и пороков; о совести как
функции личности; о намерениях, мотивах и выборе как проявлении характера
и путях его формирования. Более того, конкретное рассмотрение свободы,
ответственности и прочего осуществляется в неразрывной связи с
проблемой отношения характера к средствам действия. Уже установленная
нами взаимная детерминация содержания суждения и характера свидетельствует
о том, что подобные рассуждения не только являются практически
необходимыми для восполнения каких-то пробелов и не просто способствуют
прояснению второстепенных вопросов, а представляют собой необходимый
компонент адекватной этической теории.
Если характер или склонность накладывает отпечаток на каждый момент
строительства содержания вплоть до его окончательного варианта в
суждении, то само собой разумеется, что регулирование подобных сужде
1 высшее благо (лат.).
307
ний зависит от нашей способности универсальным способом представить
задействованные здесь элементы, образующие характер как объективный
факт1. Наши единичные суждения, относящиеся к физическим сущностям,
подконтрольны нам лишь в той мере, в какой мы, независимо и до всякого
единичного появления этих сущностей в опыте, располагаем знанием о том,
какие определенные условия должны быть у нас перед глазами, чтобы можно
было судить о любом физическом объекте как о физическом.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.