Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Первая точка зрения четко выражена в следующих словах Джеймса:
«Позиция психолога по отношению к познанию впоследствии будет настолько
важна для нас, что мы не можем оставить эту тему до тех пор, пока
совершенно не проясним ее. Данная позиция состоит в бескомпромиссном
дуализме. Она предполагает два элемента—познающее сознание и познаваемую
вещь—и трактует их как не допускающие редукции... Они просто
стоят друг против друга в общем им мире, и один из них либо познает своего
визави, либо познается им. Эту единственную связь между ними невозможно
выразить более простыми понятиями или более доступно определить...
Даже в обычном чувственном впечатлении должно иметь место дублирование
объекта внутренними конструкциями... Дуализм объекта и субъекта
и их предустановленная гармония—это правило, с которым психолог
обязан считаться как таковой, хотя как индивид, имеющий также право на
то, чтобы быть метафизиком, он может тайно держать за душой какую угодно
монистическую философию»1.
«Психология» увидела свет в 1890 году. Большая часть книги была написана
еще раньше. Материал важнейшей главы о «Потоке сознания», зву
«The Principles ofPsychology)) [«Принципы психологии»], vol. 1, в разных ме
стах на р. 218—220. Курсив Джеймса. В дальнейшем это произведение будем для
краткости называть «Психологией».
432
чащей, вероятно, как самая субъективистская часть всего произведения, был
опубликован в журнале «Mind» в 1884 году1.
В 1904 году в статье «Существует ли сознание?» Джеймс говорит о «сознании
», которое в процитированном отрывке понималось им как основа и
источник всего материала «Психологии», что оно «лишь эхо, слабый отзвук,
который оставляет в воздухе философии исчезающая «душа». И что особенно
важно для сегодняшней нашей темы—тенденции изолированного познающего
субъекта к исчезновению уже в его «Психологии»,—он добавляет,
что «ещедвадцатьлетназад «сознание» как целостность вызывало уменя
недоверие; семь или восемь лет назад я предложил своим студентам считать
его несуществующим»2. «Двадцать лет» назад, когда Джеймс испытал это
недоверие, его «Психологии» еще не было. Умеренной глубины психоанализ
мог бы привести нас к выводу, что отчетливость, с которой он заявляет,
будто психологу необходимо принять дуализм, означает, что он питал сомнение
только в окончательной истинности дуалистической позиции.
Тот факт, что в своей «Психологии» он остановился там, где остановился,
совершенно неудивителен, если учитывать состояние вопроса в период
написания книги.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.