Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
413
Любопытно отметить, что Марш в своей проповеди по случаю открытия
университетской часовни провел различие между цивилизацией и культурой,
аналогичное тому, которое проводили Кант и другие немецкие мыслители*.
Цивилизация, таким образом утверждал он, связана с адаптацией
действий и возможных служб индивида к потребностям и условиям существующего
общества. Это—приведение способностей в соответствие с областями
занятий в гражданском обществе. Культура же есть развитие сил
индивидуума с учетом тех целей, которые делают его воистину человечным;
она превосходит любой социальный порядок или режим, ибо относит их к
рангу проявлений духовного закона разума, универсальной воли и задачи
гуманности как таковой. Культура нацелена на то, чтобы во всяком конкретном
обществе правили не его декреты и нормы, а этот внутренний закон
разумной воли. Никакая государственная политика не в состоянии избавить
нас от обязательств, диктуемых интересами высшей и всеобщей гуманности.
Люди Востока, говорит он, возможно, более цивилизованны, чем люди
Запада, ибо их институты и законы, которые обеспечиваются институтами,
закрепляют за индивидом некие определенные место и деятельность в социальном
порядке. Но мы, пишет он, не предназначены к тому, чтобы быть
рабочими инструментами в достижении низших целей, к которым нас обязывает
состояние нашей цивилизации. И добавляет очень существенные
слова: «Конечно, о нас едва ли можно сказать, что мы являемся субъектами
какого-либо государства в обыденном смысле этого слова, как политического
тела с его неизменной конституцией и определенной организацией некоторого
количества полномочий. Нет, мы—конституирующие элементы
общества, в котором высшая ценность, идеал совершенства и счастье индивидуально
свободных личностей, составляющих его, складываются в высшую
цель и идеал совершенства общества как целого. У нас нет ничего столь
закрепленного в формах политической и гражданской организации, что мешало
бы нашим усилиям по обеспечению полного и свободного развития
всех собственных сил, как индивидуальных, так и социальных. Безусловно,
там, где принцип самоуправления допускается в той же мере, что и в нашем
государстве, на самом деле нет и не может быть чего-то фиксированного
или постоянного, а если может быть—то только благодаря постоянному и
неизбывному в разуме, а также неизменным рациональным принципам действия,
свойственным представителю такого самоуправления. Принцип самосохранения
нашего правительства следует искать только в неослабевающей
решимости и незыблемых целях его подчиненных».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.