Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Именно ввиду
недостатка, или отсутствия, автономного и самодостаточного бытия некие
вещи и бывают изменчивыми и преходящими, в результате чего одна вещь
то и дело сменяет другую. Отсутствие неотъемлемых природ или сущностей
равнозначно зависимости от обстоятельств внешнего порядка, и эта зависимость
вещи от того, что находится вне ее, и проявляется в ее вариабельности.
Согласноклассическойтерминологии,наукаимеетделос«формальными
причинами», то есть с неотъемлемыми природами, «побуждающими»
вещи быть такими, какие они есть. Чувственное знание и мнение являются
низшими формами познания, связанными с вещами, которые по природе
своей столь изменчивы, что и собственно знание о них тоже оказывается
непрочным и переменчивым,—это касается тех вещей, которые мы можем
потрогать, услышать, увидеть.
Нет нужды заострять внимание на том факте, что в полном соответствии
с новым образом науки то, чему в античной схеме отводилось низшее положение,
а именно — «причины» действующие и материальные, составляет
сегодня единственно законную предметную сферу естествознания, в то время
как приверженность тому взгляду, что к ее области относятся исключительно
существенные формы или природы, следует отнести на счет стерильности,
«чистоты» науки в период, предшествующий совершению научного
переворота. Согласно античной доктрине, предметная сфера чувственного
познания и мнения, с одной стороны, и науки—с другой, являются навеки
разделенными пропастью, которую невозможно преодолеть в силу того, что
это пропасть космологическая и онтологическая, то есть в силу самого «бытия
» разделенных ею предметных сфер. Различия же в «причинах», относимых
к области науки сегодня, являются методологическими, поскольку они
связаны с методами исследования, а не с внутренними природами материалов.
Содержание чувственности и мнения потенциально представляет со
1в действительности (лат.).
348
бой науку, одну из стадий ее становления и ее сырьевую основу. С развитием
чувственности и мнения потенциально представляет собой науку, одну
из стадий ее становления и ее сырьевую основу. С развитием процедур и
приемов исследования их материал превращается в научное знание. С другой
стороны, у науки не существует предмета, который бы вечно пребывал в
одном и том же состоянии и не был подвержен усовершенствованию, связанному
со все возрастающей действенностью исследовательских процедур.
Научная революция, которая вывела науку на путь постоянного прогресса
и непрерывно возрастающей плодотворности, была сопряжена с заменой
так называемого познания, основанного «на природе», познанием, основанным
«на искусстве».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.