Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Тем не менее некоторые социальные изменения действительно должны
вызывать протест на том основании, что они противоречат самой человеческой
природе. Скажем, виды на общество, обходящееся без пищи и воды,
относятся к примерам подобного рода. Это и предложения создать коммуны
без всякого брака и сожительства, доказавшие свою способность существовать
в течение некоторого времени. Но они были так мало согласны с природой
человека, что продержались недолго. Вот практически и все случаи
когда общественным изменениям можно сопротивляться на том основании,
что человеческую природу изменить невозможно.
Возьмем для примера институт войны, один из старейших, наиболее
чтимых обществом исторических институтов. Стремлениям устроить прочный
мир зачастую противятся по той причине, что человек по природе своей
животное сражающееся и что эта сторона его натуры неизменна. В пользу
такого воззрения говорят все случаи неуспеха движений за мир в прошлом.
Однако на самом деле война — такое же общественное порождение, как
институт домашних рабов, который представлялся неизменным фактом античным
мыслителям.
Я уже сказал, что воинственность, на мой взгляд, является составляющей
человеческой природы. Но еще я говорил, что проявления таких врожденных
элементов подвержены изменениям, поскольку на них влияют обычаи
и традиции. Войны существуют не потому, что у человека есть воинственные
инстинкты, а потому, что социальные условия и силы направили,
почти насильно втиснули эти «инстинкты» в данный канал.
Есть огромное множество иных каналов, которые уже удовлетворяли
потребность в борьбе, и есть иные, еще не открытые или не исследованные
каналы, в которые ее можно направлять с не менее удовлетворительным результатом.
Ведь бывают войны против болезней, нищеты, незащищенности,
несправедливости, и массы людей уже имели все возможности применить
в них свои бойцовские качества.
Вероятно, нам еще очень далеко до времен, когда люди будут реализовывать
свои потребности в борьбе, не губя друг друга, а обратив их общими,
объединенными усилиями против тех сил, которые равно враждебны им
всем. Но трудности этого пути связаны с косным характером определенных,
устойчивых социальных обычаев, а вовсе не с неизменной сущностью потребности
в борьбе.
269
Задиристость и страх—коренные элементы человеческой природы. Но
то же самое можно сказать о жалости и сочувствии. Мы посылаем санита
ров и врачей на поле битвы и обеспечиваем госпитали для раненых так же
«непринужденно», как меняем штыки и расстреливаем обоймы пулеметов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.