Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
С точки
зрения функции, а не структуры и статики абстракция означает, что мы
высвободили нечто из одного опыта для перевода в другой. Абстракция есть
освобождение. Чем теоретичней, абстрактней абстракция или чем более
далека она от всего того, что мы переживаем в конкретности, тем она более
пригодна для нашего взаимодействия с любой из всех бесчисленно разнообразных
вещей, которые могут явиться нам в следующее мгновение. Древние
математика и физика были гораздо ближе к гуще конкретного опыта,
чем современные. Именно по этой причине они были менее способны обеспечить
какое-либо понимание таких конкретных реалий, которые представали
перед исследователями в новой и неожиданной форме, и соответствующий
контроль над ними.
Абстракцию и обобщение всегда принимали за родственные понятия. Можно
сказать, что это отрицательные и положительные аспекты одной и
99
той же функции. Абстракция предоставляет свободу какому-то фактору для
того, чтобы потом его можно было использовать. Обобщение есть собственно
использование. Оно переносит этот фактор и расширяет его значение.
Оно всегда есть в некотором роде прыжок в темноте. Оно -авантюра. Нельзя
заранее быть уверенным в том, что нечто извлеченное из одного
конкретного опыта плодотворно распространится и на другой особый
случай. Поскольку эти случаи индивидуальны и конкретны, они не могут
не быть различными. Наблюдая за конкретной птицей, выделяют ее
способность летать. Затем переносят эту абстракцию на летучую мышь и
полагают, что в результате наложения подобного свойства птицы у
мыши обнаружатся и другие птичьи особенности. Данный тривиальный
пример позволяет выявить сущность обобщения, а также свидетельствует
о рискованности его процедуры. Обобщение переносит, распространяет,
налагает результат какого-то предыдущего опыта на восприятие и
толкование нового опыта. Дедуктивные процессы определяют,
ограничивают, уточняют и упорядочивают понятия, под эгидой которых
осуществляется это обогащающее и направляющее действие, но при всем
своем совершенстве они не могут гарантировать ожидаемого результата.
Прагматическая ценность организации столь заметно усиливается в условиях
современной жизни, что вы вряд ли сочтете необходимым задерживать свое
внимание на инструментальном значении классификации и систематизации. Когда
наличие фиксированных типов качества перестало быть высшим объектом знания,
классификацию принялись часто толковать -особенно это касается эмпирической
школы -как исключительно логический инструмент.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.