Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Если это сформулировать
кратко, то нам следует принимать и удостаивать вниманием не просто вещь,
которая дана изначально, а то, что с ней происходит в огромном множестве
разнообразных условий, созданных нами с целью узнать, как она в них себя
поведет.
Сегодня такой подход знаменует гораздо более глубокие перемены в человеческих
склонностях, чем, возможно, нам на первый взгляд представляется.
Он как минимум говорит о том, что мы принимаем либо соглашаемся
считать мир или любую часть его, какими бы они ни являлись нам в данное
время, всего лишь материалом, подлежащим изменению. Мы воспринимаем
его точно так же, как, скажем, плотник воспринимает вещи, которые
попадаются ему на глаза. Он не был бы плотником, если бы рассматривал
их как объекты для самодостаточных наблюдений и констатации. Он наблюдал
бы, описывал, фиксировал структуры, формы и изменения, являемые
ему в вещах, и этим бы ограничивался. И если какое-то изменение в
них неожиданно одарило бы его крышей над головой, что ж, то было бы его
счастье. Но строителем плотник является только при том условии, что он
видит вещи не как объекты-в-себе, а с учетом того, что ему хотелось бы
причинить им и сделать с ними с учетом конечной цели, которую он имеет в
виду. Пригодность для произведения определенных, особенных перемен, которые
он хотел бы видеть осуществленными, -вот что интересует плотника
в наблюдаемых им древесине, камне, металле. Его внимание приковывают
изменения, которым они подвергаются, и изменения, которым они вынуждают
подвергаться другие вещи, -это поможет ему выбрать комбинации
изменений, способные привести к желанному результату. Только посредством
подобных процессов активного манипулирования с вещами, приводящего к
осуществлению его цели, он открывает для себя свойства вещей. Отрезав
себе путь к собственной цели и отказавшись, во имя скромного и покорного
служения вещам «как они есть на самом деле», подчинить своей личной
цели вещи «как они есть», он не только никогда эту цель не осуществит, но
и никогда не узнает, что же такое есть сами вещи. Они есть то, для чего они
годятся и что можно сделать с ними, то есть все то, что можно узнать о них
в процессе свободного экспериментирования.
Плодом этой идеи о верном пути познания станет грандиозное преобразование
человеческого отношения к природному миру. В различных общественных
обстоятельствах старая, или классическая, концепция вызывала
то смирение и поклонение, то протест и желание устраниться, а порой,
что особенно видно из примера с древними греками, почтительное эстетическое
любопытство, которое проявлялось в точном подмечивании всех черт
заданного объекта.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.