Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Немудрено, что проведение такого различия нередко принимается
за само начало мудрости, нравственной проницательности. Это различие
кажется интересным и вполне безобидным с точки зрения диалектики.
Но его воплощение на практике имеет поистине трагические последствия.
В прошлом оно служило источником и оправданием жесткого и решительного
разграничения идеальных благ, с одной стороны, и материальных -с
другой. В настоящее же время деятели, считающие себя либералами, понимают
внутреннее благо скорее как по сути своей эстетическое, нежели как
исключительный объект религиозной веры либо интеллектуального созерцания.
Но последствия здесь те же. Так называемые внутренние блага, будь
они религиозные либо эстетические, совершенно расходятся с теми интересами
повседневного существования, которые в силу своего постоянства и
актуальности составляют предмет основных забот огромной людской массы.
Аристотель использовал это деление для обоснования своего тезиса о
том, что рабы и работники, несмотря на их необходимость для государства,
для общего блага, не являются составляющими последнего*. То, чему отводится
всего лишь инструментальная роль, должно походить на изнурительныйтруд;
ононеспособноснискать интеллектуальное,художественноелибо
нравственное внимание и уважение. Все, в чем усматривают недостаток внутренней
ценности, оказывается и вовсе нестоящим. Поэтому люди с «идеальными
» интересами в основном избрали путь отказа и уклонения от «низменных
» целей. От их актуальности и давления они загородились щитом из
любезных им условностей либо отвели им место в жизни низшего класса
смертных, чтобы немногим свободным было легче достичь тех благ, которые
реально или внутренне чего-нибудь стоят. В результате этого разрыва,
совершенного во имя возвышенных целей, на долю основной массы человечества,
и особенно людей энергичных, «практических», остались одни
простейшие виды деятельности.
Вряд ли кому-то под силу измерить, до какой степени невыносимый материализм
и звериный характер нашей экономической жизни обязаны тому
факту, что экономические цели считаются всего лишь инструментальными.
Если мы признаем, что в своей области они имманентны и абсолютны, как и
любые другие цели, то окажется, что у нас есть прекрасная возможность
идеализировать их, и если мы хотим видеть в жизни какой-нибудь смысл,
то нам следует все-таки приписать им эту идеальную и внутренне присущую
ценность. Эстетические, религиозные и иные «идеальные» цели сегодня
худосочны и бессодержательны либо пусты и праздны в своей обособленности
от «инструментальных» или экономических целей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.