Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Его интеллект, его действия становятся
жесткими, догматичными, а должны были бы быть гибкими и свободными.
Нравственные блага и цели существуют только там, где необходимо
что-нибудь сделать. Сам факт, что следует что-то делать, доказывает наличие
каких-то упущений, зол в наличной ситуации. Данная болезнь есть просто
данная специфическая болезнь и ни в коем случае не точная копия чегото
еще. Поэтому благо ситуации следует искать, предполагать и достигать,
исходя из точно известного недостатка и той проблемы, которую надо решить.
Никаким мыслимым способом это благо не может быть привнесено в
ситуацию откуда-либо еще. Правда, для того чтобы сравнивать разные случаи,
собирать вместе те недуги, от которых страдает человечество, и объединять
соответствующие блага в классы, требуется некоторая мудрость. Здоровье,
богатство, прилежание, сдержанность, дружелюбие, обходительность,
ученость, эстетические способности, инициатива, смелость, терпение, предприимчивость,
скрупулезность и множество иных обобщенных ценностей
являются общепризнанными благами. Но ценность всякой систематизации
носит интеллектуальный или аналитический характер. Классификации предполагают,
что при изучении отдельного случая следует ждать каких-то определенных
черт; они предопределяют методы действия, которые необходимо
испробовать для устранения возможных причин зла. Они суть орудия
интуиции; их ценность состоит в обеспечении особого ответа на особую
ситуацию.
Мораль -это не каталог мер или свод правил, которым надо следовать так
же, как инструкциям аптекаря или кулинарным рецептам. Потребность в
морали есть потребность в специфических методах исследования и приспособления
к ситуации. Речь идет о методах исследования, позволяющих определить
локализацию трудностей и зол; о методах приспособления, позволяющих
строить планы, которые в качестве рабочих гипотез будут использованы
для их разрешения. Прагматическое значение логики индивидуальных
ситуаций, у каждой из которых свои неповторимые благо и принцип,
заключается в переключении интересов теории, озабоченной общими понятиями,
на проблему выработки действенных методов исследования.
Особо следует сказать о двух этических эффектах величайшего значения.
Вера в неизменные ценности привела к разделению целей на имманен
109
108
тные и инструментальные -на те, подлинная ценность которых заключена
в них самих, и те, которые важны лишь как средства, ведущие к имманентным
целям.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.