Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Учитывая
его веру в то, что под неопределенным значится нечто исключительно негативное,
а также учитывая, что он и мне приписывает аналогичную веру
1 На страницах 68—70 книги «Логика: теория исследования» в связи со словом
«ситуация» я сказал кое-что о том факте, что в некоторых случаях слова и изложение
в целом могут служить только в качестве приглашений, адресованных читателю
либо слушателю, которые последние могут принять или отвергнуть. То, что там говорится,
особенно применимо к обсуждаемому нами понятию «неопределенного».
381
на основании того, что я говорил, когда речь шла о ценностях, целях, нормах
и действиях, — я, хотя пока и слабовато, начинаю понимать, каким
образом мистер Маккей удосужился связать мой «либерализм» со «свободой
безразличия» и вынести все прочие обвинения в мой адрес. Исходя из
такого положения вещей, мне остается лишь выразить надежду, что в другой
своей статье мистер Маккей все же представит какие-нибудь основания,
вытекающие из того, что действительно излагается в моих произведениях
о социальной философии, и служащие опорой для его собственных
воззрений на последнюю.
Ввиду отсутствия чего-либо подобного я ограничусь всего лишь одним
замечанием. Я уже вполне свыкся с тем, что мои работы о ценности и по
социальным вопросам в целом подвергаются критике из-за того, что они
якобы основаны на крайне преувеличенном мною значении интеллекта, понятие
которого используется у меня как краткое имя живого и полноценного
процесса исследования. Критической манере мистера Маккея присуще
хотя бы бодрящее качество новизны. Определение ценностей и свободы в
понятиях расширенного социального применения метода интеллекта—это
идея такого пути (единственного пути, насколько я понимаю данную ситуацию),
на котором мы сможем постепенно преодолеть глубоко укорененные
замешательства и конфликты, преобладающие в нашей сегодняшней
жизни и препятствующие обретению ценностей и действенной, или позитивной,
свободы.
10. Пропозиции, гарантируемая утверждаемость и истина
Далее я намерен заново сформулировать некоторые черты теорий, которые
выдвинул ранее относительно предметов, перечисленных в заголовке
данного текста. Предлагая эти новые формулировки, я буду исходить из
того, что приписывает мне и за что критикует мои взгляды мистер Рассел в
своем «Исследовании истины и значения»*. Я совершенно согласен с его
утверждением, что «существует некое важное различие между его взглядами
и моими, которое нам не удастся четко определить до тех пор, пока мы
несумеемпонятьдругдруга»1.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.