Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Где же тот моральный прогресс, который соответствовал бы нашим экономическим
свершениям? Последние являются прямым результатом революции,
произведенной в сфере физических наук. Но где же тогда соответствующие
человеческие науки и умения? Дело не только в том, что усовер
шенствованияметодапознаниядосихпорпринадлежатисключительно
сфереспециальныхиэкономическихвопросов,ноивтом, что
прогресс
принес с собой новую серьезную нравственную сумятицу. Достаточно
упомянуть последнюю войну, проблему капитала и труда, отношения экономических
классов и тот факт, что современная наука, достигнув поразительных
успехов в области лекарств и хирургии, одновременно создала и
умножила возможности для болезней и ослабления организма. Данные соображения
наводят на мысль о том, как плохо продумана наша политика,
как незрело и примитивно наше образование, как пассивна и инертна наша
мораль. Те причины, которые вызвали к жизни философию как попытку найти
разумную замену слепому обыкновению и слепому импульсу в качестве руководящего
начала в жизни и поведении, все еще в силе. Первая попытка
философии не увенчалась успехом. Разве это не повод считать, что, вместо
того чтобы лишать философию ее проблем и предмета, ее следует освободить
от бремени стерильной метафизики и стерильной гносеологии, -только
так перед ней откроется дорога к вопросам самого сложного и самого
важного рода?
Позвольте мне особо выделить одну проблему, довольно прямо связанную
с некоторыми положениями данной лекции. Уже подчеркивалось, что
применение идеи созерцания было по-настоящему плодотворным не в науке,
а в эстетической сфере. Трудно представить сколько-нибудь высокую
ступень развития изящных искусств там, где нет любознательного и пылкого
интереса к формам и движениям мира, интереса, совершенно не связанного
с любыми соображениями о выгоде, для которой они могли бы служить.
Поэтому мы не преувеличим, сказав, что всякий народ, достигший
высокого эстетического развития, был народом, в среде которого процветало
созерцательное отношение к окружающему, -таковы древние греки, древние
индусы, христиане Средневековья. С другой стороны, научная позиция,
реальным оправданием которой явился научный прогресс, как мы уже
указывали, есть позиция практическая. Она трактует формы как маски скрытых
процессов. Она заинтересована в изменении из желания знать, к чему
оно приведет, что можно с ним делать, куда его можно применить. Взяв природу
под контроль, эта позиция явила собой и нечто жесткое и агрессивное
по отношению к природе, не благоприятствующей эстетическому наслаждению
окружающим миром.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.