Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Я сказал, что демократия и образование тесным образом соотносятся, и
это не только потому, что демократия сама по себе есть образовательный
принцип, но и потому, что она неспособна выстоять, а тем более развиться
без поддержки со стороны образования—в том самом узком смысле слова,
который мы чаще всего и используем, образования, получаемого в семье, и
тем более того образования, которого мы ждем от школы. Школа—это важнейшее
ведомство по распространению целей и ценностей, лелеемых различными
общественными группами. Это не просто единственный канал, это
—первый, первостепенный и наиболее продуманный канал, посредством
которого те ценности, которые дороги какой-либо общественной группе, и
те цели, которые она стремится осуществить, распространяются и становятся
доступными мысли, обзору, суждению и выбору индивидуума.
Может ли мощная динамо-машина, стоящая на крупной электростанции,
приносить какую-нибудь пользу в отсутствие линии передач, через которую
на заводы и предприятия поступает энергия, а в дома—электрический
свет? Прекрасные идеалы или прекрасные источники—творения прошлого
опыта, сосредоточенные в некоем центре,—обретают свое значение,
лишь выносясь, распространяясь за его пределы. Это справедливо в отношении
всякого общества, не только демократического; но для демократического
общества, разумеется, важно, чтобы его особые ценности, особые
цели и задачи распространились до такой степени, которая позволила бы им
стать частью сознания и воли членов общества. Поэтому школа в условиях
демократии, если только она верна своей роли образовательной инстанции,
служит осуществлению демократической идеи о преобразовании знания и
понимания, то есть энергии действия, в неотъемлемую внутреннюю составляющую
ума и характера личности.
Я полагаю, нам есть что усвоить из практики европейских антидемократических
режимов: мы должны так же серьезно подумать над подготовкой
членов общества к долгу и ответственности, возлагаемым демократией,
как эти государства в свое время позаботились о формировании у населения
таких мыслей, настроений и характеров, которые соответствовали их целям
и идеалам.
Это не означает, что нам следует позаимствовать их тотальную пропаганду,
что мы должны обязать школы, радио и прессу освещать одну-единственную
точку зрения и скрывать все остальные; это означает, что мы должны
серьезно, энергично и тщательно подойти к вопросу об использовании
Демократических учений и методов в школах, что нам следует воспитывать
молодежь и юношество страны в духе свободы, готовя их к жизни в свобод
158
159
ном обществе.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.