Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Чтобы узнать, каковы же результаты, плоды, последствия
желанной для человечества власти над природными силами, следует перевести
взгляд с почтенной «науки» на презренные ремесла. Это при том, что
прогресс ремесел скачкообразен, прерывист, случаен. Истинная логика или
техника исследования могла бы сделать поступательное развитие промышленных,
сельскохозяйственных и медицинских навыков непрерывным,
комплексным и осознанно системным.
Обратившись к предлагаемой сумме готового знания, на которое с безучастной
покорностью опирались ученые мужи и цитировали его, подобно
хору попугаев, мы найдем, что оно состоит из двух частей. Одну из них
образуют ошибки наших предков, отдающие затхлым антикварным духом и
посредством классической логики объединенные в псевдонауку. Подобные
«истины» фактически и являют собой не что иное, как систематизированные
ошибки и предрассудки наших предшественников. Многие из них возникли
по чистой случайности, а многие — из классовых интересов и пристрастий,
в силу чего они были увековечены ссылками на авторитет,—именно
на данном соображении впоследствии основывались нападки Локка на
учение о врожденных идеях* . Другая часть общепринятых убеждений восходит
к инстинктивным тенденциям человеческого сознания, которые, не
будучи уравновешены разумной и критической логикой, придают этой части
верований опасный характер.
Сознание человека непроизвольно допускает гораздо большую степень
простоты, подобия и единства явлений, чем все это им на самом деле присуще.
Оно следует поверхностным аналогиям и легко перескакивает к выводам,
упуская из виду многообразие деталей и возможные исключения. Таким
образом, оно плетет свою паутину из чисто внутреннего источника и
затем набрасывает ее на окружающий мир. То, что в прошлом называлось
наукой, представляло собой эту созданную человеком и наброшенную на
мир паутину. Люди взирали на работу своего разума и мышления и видели
реалии природы. Именуя это наукой, они поклонялись идолам, которых сотворили
сами. Так называемые наука и философия состояли из подобных
«предвидений» природы. И самое худшее, в чем можно обвинить традици
онную логику,—это то, что вместо ограждения человека от естественного
источника ошибок она, хоть и навязывала природе ложную рациональность
единства, простоты и общности, по сути все же благословляла этот источник
заблуждения. Делом новой логики должна была стать защита мышления
от него самого: ей предстояло настроить его на смиренное и долгое приноравливание
к факту с его бесконечным разнообразием и спецификой —
подчиняться природе интеллектуально, с тем чтобы руководить ею практически.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.