Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Вы можете спросить: какое отношение все это имеет к организации
школьного процесса? Любые дела, объединяющие некое количество вовлеченных
в них лиц, всегда как-то управляются, контролируются. Легкомысленно
полагать, будто вся власть сосредоточена в Вашингтоне и Олбани**.
В семье, бизнесе, церкви, в каждой социальной группе также есть свое управление.
Существуют нормы, обязанные если не закону, то обычаю, которые
определяют связи индивидов в общей деятельности.
Вопрос о том, в какой, собственно, степени должна демократическая
власть держать под контролем обстоятельства деятельности внутри некоторых
групп, является теоретически и практически спорным. Например, в настоящее
время кое-кто полагает, будто правительство федерации предоставляет
чересчур много свободы для самостоятельных действий промышленных
и финансовых групп, но кто-то в то же время думает, что в целом власть
правительства простирается сегодня слишком далеко. Я не вижу необходимости
обсуждать этот аспект проблемы, а тем более пытаться его уладить.
Но следует подчеркнуть, что когда распространенные методы регулирования
и контроля за делами второстепенных общественных групп являются
прямо, косвенно или и так и этак антидемократическими, то они обязательно
встречают неблагоприятную обратную реакцию образа чувств, мыслей и
действий населения в самом широком смысле. Способ управления любой
организованной формой выражения общественного интереса непременно
играет важную роль в развитии склонностей и вкусов, предпочтений, интересов,
целей и стремлений всех тех, кто участвует в деятельности группы.
Запримеромдалекоходитьненадо—достаточноуказатьнато, какимнравственным,
эмоциональным и интеллектуальным влиянием подвергаются
работодатели и трудящиеся существующей системы производства. О сущности
этого воздействия мы можем знать лишь очень немного. Но я полагаю,
что всякому, кто думал на эту тему, должно казаться немыслимым по
ложение, когда условия деятельности, отнимающей большую часть периода
бодрствования человека, а также доля участия индивида в организации таких
вещей, как добыча для себя средств к существованию и достижение
материального и социального благополучия, являются единственно вели
чайшим по важности фактором формирования его личных наклонностей,
короче говоря, его характера и интеллекта.
Все институты являются в конце концов в широком смысле слова обра
зовательными, поскольку они влияют на развитие предпочтений, наклонностей,
способностей и недостатков, из которых состоит каждая конкретная
личность.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.