Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Вся природа
оказалась подобной ареной толчков и растяжений, рычагов и зубчатых передач,
колебаний частей или элементов, к которым были непосредственно применимы
формулы движений, производимых всем известными механизмами.
С изгнанием целей и форм из вселенной многие связывали падение в
идейную и духовную нищету. Когда природа стала рассматриваться как ком-плекс
механических взаимодействий, она, очевидно, утратила собственный смысл и свою
цель. От ее величия ничего не осталось. Стирание различий между качествами лишило
ее прекрасного. Отказ природе во всех внутренних стремлениях и горячих порывах
в направлении идеальных целей привел к разрыву связей природы и естественных
наук с поэзией, религией и божественными сущностями. Казалось, что на ее долю
оставлено только суровое, грубое и бездушное проявление механических сил.
Вследствие этого многие философы стали полагать, будто теперь одна из главных
проблем состоит в том, чтобы согласовать существование чисто механического
мира с верой в объективную рациональность и цель, то есть спасти жизнь от
унизительного для нее материализма. Поэтому многие из них посредством
анализа процесса познания, или гносеологии, пытались вновь прийти к вере
в приоритет Идеального Бытия, которой в древности служила опорой тогдашняя
космология. Но если мы признаем, что механистическое мировоззрение
обусловлено требованиями опытного контроля над природными энергиями,
то проблема такого согласования нас больше беспокоить не будет.
Не будем забывать, что фиксированные формы и цели означают фиксированные
границы для изменения. Они парализуют конструктивные замыслы
человека, ибо относятся к теории, заранее сулящей им поражение. Человеческая
деятельность может отвечать только целям, уже поставленным природой.
Пока считалось, что цели и результаты не принадлежат природе, целеполагание
не могло стать важнейшим фактором человеческого мышления,
способным преобразовывать бытие. Природный мир, который поддерживается
не ради осуществления незыблемого набора целей, относительно
податлив и пластичен; он может использоваться либо в тех, либо в этих целях.
Возможность познания природы посредством применения формул механики
-первостепенное условие постановки природы на службу человеческим
интересам. Инструменты, машины -это средства, которые здесь
необходимо использовать. Только в том случае, если природа рассматривается
как механизм, систематическое изобретение и производство машин соответствует
и задачам природы.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.