Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Я не сомневаюсь в том, что этические теории
часто представляют собой системную «рационализацию» частных и групповых
симпатий и антипатий; я не сомневаюсь и в том, что желание есть
условие нашего понимания ценностей и, возможно, единственное необходимое
условие в числе всех, благодаря которым нечто для нас становится
ценностью. Но даже от этой позиции до идеи тождества добра с тем, что
нам нравится, путь очень длинен, поскольку предпочтения и желания—это
естественные явления. У них тоже в свою очередь есть условия, и желания
не совпадают с вызывающими их условиями и, уж конечно, не совпадают с
каким-то одним, отдельно взятым каузальным, причинным условием. М-р
Рассел делает поразительно верное утверждение, говоря, что «именно культивирование
щедрых и благородных желаний в условиях понимания, счастья
и свободы от страха позволит людям в большей степени, чем сейчас,
строить свои действия таким образом, чтобы они служили общему счастью
человечества». Но я сомневаюсь в том, что это утверждение согласуется с
идеей полной «субъективности» желаний и ценностей или что его значение
просто таково, что м-р Рассел совместно с несколькими другими индивидами
удосужился полюбить «щедрые и благородные желания» больше, чем
некоторые иные желания. Ведь его аргумент предполагает, что желания
имеют объективные условия и объективные последствия.
Хотя и справедливо то, что, как говорит м-р Рассел в цитируемом абзаце,
вовсе не этическая теория формирует полезные для общества желания,
мы по крайней мере имеем все основания стремиться к такой этической
теории, которая научно и объективно подходила бы к условиям возникновения
и конкретным последствиям того или иного желания. Практическиетрудности
на этом пути колоссальны. Процесс лишь едва наметился. Но если мы
не отступимся от этого предприятия, то по мере его вызревания у нас будут
формироваться приемы взаимодействия с человеческой природой, подобные
тем, которые существуют сегодня в области наук о неживой природе.
Эти приемы не будут состоять в манипуляциях, диктуемых откуда-либо из
262 263
вне, поскольку для их реализации необходимы добровольные объединенные
усилия людей. Такая наука и технология обычно не страдает недостатком
сотрудничества. Если мы последуем данному ходу мысли и далее, то
это, я верю, прольет поток света на сравнительно незаметное сегодня влияние
научного склада мышления и на грандиозное влияние научно-технических
приемов, обусловленное материальными возможностями, комфортом и
легкостью, которые они нам обеспечивают.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.