Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Закон ассоциируется с командой или порядком. Если устранить такой фактор,
как личная воля (присущий лучшим образцам древнегреческой идеологии),
то значение направляющей и руководящей силы, оказывающей давление
сверху на то, что ей естественным образом подчинено, останется только
в идее закона или универсального. Универсальное властвует надо всем как
предмет стремления и модель, подобно тому как проект, существующий в
голове художника, «управляет» каждым его движением. Средние века дополнили
эту греческую идею контроля понятием о принуждении, исходящим
от верховной воли, и, следовательно, представлением о том, что акты
природы являются как бы исполнением задач, которые поставил некто располагающий
достаточным авторитетом для управления всяким действием.
Набросок картины природы, созданный современной наукой, отчетливо
контрастирует с вышеописанной ситуацией. Первые шаги новой науки
состояли в том, что дерзкие астрономы отказались от противопоставления
высших, возвышенных и идеальных сил, действующих в небесной сфере,
низшим и материальным силам, управляющим земными событиями. Было
отвергнуто предположение о разнородности субстанций, заполняющих пространство
между небом и землей. Было признано, что повсеместно действуют
одни и те же законы, что все вещества и процессы однородны, в
какой бы части природы они ни встречались. Далекое и чувственно недосягаемое
приговорили к научному описанию и объяснению в понятиях привычно
знакомых явлений и сил. Больше всего мы уверены в материалах,
доступных нашему использованию и наблюдению; они лучше всего нам
знакомы. Пока мы не сведем более сложные и поверхностные представления
о далеких сущностях небесной сферы к элементам, идентичным с вещами,
которые у нас всегда под рукой, они останутся для нас темными и
непонятными. Вместо того чтобы убеждать нас в своей верховной ценности,
они создают нам одни проблемы. Они не становятся средством просвещения,
а остаются неразрешимой задачей. Земля -явление вовсе не высшего
ранга, чем солнце, луна и звезды, -она равноценна им по достоинству,
и все происходящее на ней дает ключ к пониманию небесной области
бытия. Будучи близкими нам, все это же может стать подвластно нашим
рукам; всем этим можно манипулировать, ломать, разделять на части, которыми
станет возможно управлять, по желанию создавая из них старые или
новые формы. Практически полезным следствием данного процесса, я думаю,
без всякого преувеличения можно назвать замену феодальной системы
иерархической градации больших и неравных классов демократией ин
дивидуальных и равнозначных фактов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.