Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Дефекты школы возникают от преломления в ее
сфере беспорядка и замешательства нашего общества. Она как в зеркале отражает
социальную бесцельность и пассивность и служит увековечению тех
общественных и экономических условий, в которых рождается сама. Я не
думаю, что педагоги и администраторы в этой ситуации бессильны. Нет сегодня
более значимого явления, чем мнение смелых и разумных педагогов о
том, что школа несет определенную долю ответственности за развитие перестраиваемого
общественного порядка. Это убеждение необходимо как для
прогресса общества, так и для прогресса образования. Но оно вызвало волну
поношений в газетах, особенно принадлежащих тресту Херст пресс*.
Кроме того, на него отреагировали репрессивным законодательством. Все,
кто участвовал в подобных движениях, несут огромную ответственность за
создание еще большего социального хаоса. В то самое время, когда понимание
широчайшего спектра общественных вопросов—политических и экономических
— оказывается настоятельно необходимым, находятся люди,
старающиеся уменьшить даже ту долю социальной рассудительности, которой
мы обладаем сейчас. «После меня хоть потоп»**, а пока да пребудет
власть моя—это их принцип действия в той же мере, в какой он был присущ
всем королям династии Бурбонов.
8. Авторитет и противодействие социальным переменам
Последние четыре века непрерывно нарастает бунт против господства
авторитетов***—сначала против форм его выражения, затем против самого
его принципа. Ни одна из его значимых форм не осталась неуязвимой для
обвинений. Поначалу критика была адресована только главенствующим институтам
церкви и государства. Но власть, которую государство и церковь
проявляли в союзничестве, распространилась на все аспекты и области жиз
198 199
ни, на убеждения и на поведение в равной степени. Поэтому выпады против
духовных и политических организаций затронули науку и искусство, а также
нормы и идеалы обыденной жизни. Ведь на практике обвинительному
движению, подобно всякому другому, приходится отстаивать себя при помощи
интеллектуальных доводов. Лучшей интеллектуальной защитой стало
нападение—так защита выросла в системное оправдание оппозиции, в результате
чего сложилась социальная философия, критикующая саму идею
любого авторитетного контроля.
Эта теоретическая система наплодила множество кличей, призывов к
единству, лозунгов, предназначенных для всеобщего усвоения. Один из последних
в результате постоянных повторов принял статус универсальной социально-
политической идеи.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.