Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В свете этих открытий идея о некотором
посреднике в речи на расстоянии кажется менее смутной и расплывчатой,
она принимает позитивную форму. Подобные действия и реакции происходят
и далее. Возможность или идея используются как метод для наблюдения
за реально существующим; и в свете того, что открывается нашему
взгляду, возможность принимает форму конкретно действительного. Она все
в меньшей степени оказывается просто идеей, фантазией, выдачей желаемого
за действительное и все в большей степени -реальным фактом. Человек
принимается за изобретательство, и в конце концов мы имеем телеграф,
телефон, сперва кабельные, а затем и не нуждающиеся в вещественном посреднике.
Конкретные элементы внешней среды изменяются в желаемом
направлении; теперь эти изменения можно идеализировать как свершившийся
факт, а не просто в воображении. Будучи примененным как инструмент
или метод наблюдения, апробирования, отбора и комбинации конкретных
естественных операций, идеал воплощается в жизнь.
Прервемся и подведем кое-какие итоги. Разделение мира на два разряда
бытия, один из которых высший, доступный только разуму и идеальный по
сути, а другой -низший, материальный, изменчивый, эмпирический, доступный
чувственному наблюдению, неизбежно оборачивается идеей о том,
что знание по природе своей созерцательно. Это разделение предполагает и
противоположность теории и практики, причем совершенно не в пользу последней.
Но современный ход развития науки привел к колоссальным изменениям
в жизни. Когда чисто диалектическая практика познания сменилась
на экспериментальную, изменения составили основной предмет познания,
а критерием знания в свою очередь стала его способность вызывать определенные
изменения. Познание с точки зрения экспериментальной науки равнозначно
некоторому типу разумно управляемого действия; оно больше не
является созерцательным и становится в истинном смысле практическим. А
из этого вытекает, что философия, если только она не собирается порвать
всякую связь с официально господствующим духом научности, должна также
изменить свою сущность. Ей следует принять характер практический,
стать оперативной и экспериментальной. И еще мы выяснили, какую огромную
перемену влечет за собой подобная трансформация философии в двух
понятиях, сыгравших величайшую роль в истории философствования, -в
понятиях «реального» и «идеального» соответственно. Первое из них больше
не является готовым и окончательным; оно становится понятием о том,
что следует считать материалом для преобразования и рассматривать как
препятствие либо средство для совершения некоторых особых, желаемых
изменений.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.