Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Они подменили
знание морально безответственным эстетизмом. Истинность доктрины об
оперативном, или практическом, характере знания, разума является объективной.
Это значит, что структуры и объекты, противопоставленные наукой
и философией вещам и событиям конкретного повседневного опыта, не образуют
отдельной области, которой могло бы умиротворенно довольствоваться
разумное созерцание; это значит, что они представляют собой особые
препятствия, материальные средства и идеальные методы для задания
направления тем изменениям, которые бы в любом случае непременно произошли.
82
Подобные перемены в позиции человека по отношению к миру вовсе не
означают, что человеку больше не свойственны идеалы или что он больше
не является существом воображающим. Но что они действительно означают,
так это радикальную перемену в характере и функции области идеального,
которую человек формирует по своему усмотрению. В классической
философии идеальный мир по существу есть приют, где человек находит
отдохновение от бури жизни; это -пристанище, в котором он укрывается от
проблем существования, питая безмятежную уверенность, что лишь оно одно
в высшей степени действительно. Как только человеком овладевает убеждение,
что познание активно и оперативно, царство идеального перестает
быть потусторонним и изолированным; теперь оно скорее представляет собой
то собрание воображаемых возможностей, которое побуждает человека
к новым усилиям и свершениям. По-прежнему верно то, что трудности, которые
переживает человек, -это силы, заставляющие его проектировать образ
более совершенного положения вещей. Но образ лучшего будущего имеет
форму и поэтому может служить инструментарием для действия, в то время
как в классическом мировоззрении идея завершена и как таковая остается в
мире ноуменальном. Стало быть, она является всего лишь объектом поклонения
либо средством утешения, тогда как для современного взгляда идея
есть предположение о каком-либо действии или способе действия.
Разницу между двумя позициями, возможно, прояснит следующий пример.
Дистанция есть препятствие, источник затруднения. Она разделяет друзей
и пресекает их взаимодействие. Она изолирует и тем самым делает проблематичным
общение и взаимное понимание. Подобное положение вещей
вызывает неудовлетворенность и беспокойство, оно побуждает воображение
строить картины иного положения вещей, при котором человеческому
общению не грозит досадное вмешательство пространства.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.