Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
На мой взгляд, поводом для в какой-то мере огорчительного суждения о
нашей системе образования является тот факт, что, хотя у нас и есть специальные
школы, которые называются «трудовые» и готовят лидеров для рабочих
выступлений в современных условиях, этим нескольким особым школам
приходится вести тяжелейшую борьбу за выживание. Не кажется ли
вам, что при истинно демократической системе образования, в подлинно
демократическом обществе история труда, значение труда, возможности труда
были бы важнейшей, неотъемлемой частью всего механизма образования?
Или, взяв иную сферу проблемы, как мы, например, отнесемся к тому
факту, что профессиональная медицина крайне противится национализации
сферы врачевания и переходу заботы о народном здоровье под контроль всего
общества? Как объяснить тот факт, что в столь массовом порядке юристы,
получившие профессиональное и, надеемся, грамотное профессиональное
образование, во всякое время защищают интересы наиболее реакционных
политических и социальных сил в сообществе?
Эти вопросы, по крайней мере, следует задавать, даже если мы не можем
на них ответить. Задавая их, мы, вероятно, можем быть уверены в том,
что тенденция к усилению производственного, практического, технического
и профессионального образования еще далеко не переборола нашу волю
ни к пониманию общественных сил и потребностей, актуальных в настоящее
время, ни к пониманию того, как и что следует делать на пользу неизбывному
прогрессу демократической жизни.
В уже упомянутой нами лекции Хогбен говорит: «Профессиональная
подготовка госслужащего или литератора не дает им никакого видения те
нических факторов, определяющих то общество, в котором они живут...
Образование, получаемое ученым или инженером, оставляет их безразлич
ными к общественным последствиям собственных действий». Это очень
сильные суждения. Они указывают на огромную брешь в нашей системе
образования. Люди, активно работающие в общественной сфере, не способ
ны к прогнозированию, поскольку они не осознают, какие научно-техноло
гические тенденции формируют образ современного социума. С другой сто
171
роны, образование среднестатистического ученого или инженера таково, что
они не стремятся знать о социальных последствиях своей собственной дея
тельности. Выходит, что колоссальный запас знаний, достаточных для со
вершенствования общества уже сегодня, никого не интересует.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.