Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Смысл или значение первосуждения
заключается, следуя этой логике, в других суждениях, которые
мы неизбежно получим на пути к одному интересующему нас в данное время
суждению. Таким образом, мы настраиваемся на размышление, на разработку
положений, к которым предопределяет и обязывает нас некое конкретное
положение или взгляд. Научность нашей позиции зависит от того, в
какой мере мы оцениваем каждое из оставленных позади положений по двум
критериям: во-первых, проверяем и испытываем его на правоту, соотнося с
ним возможность формирования дальнейших, более определенных суждений,
которые из него вытекают; во-вторых, увязываем его смысл (или значимость)
с тем, как оно служит формированию этих дальнейших суждений.
Обусловливание правотысуждения тем насколько оно позволяет выносить
другие суждения, от которых в свою очередь зависит судьба финального умозаключения,
и обусловливание его смысла тем, насколько необходимо оно
ведет нас к другим суждениям, которых нам никак не миновать на пути к
конечному выводу, и составляют два признака научного подхода.
Выбрав такой подход, мы будем смотреть на соответствующие акты наших
суждений не как на независимые и обособленные, а как на систему
взаимоотношений, в рамках которой всякое утверждение обязывает нас к
другим утверждениям (которые следует выводить из него самым тщательным
образом, поскольку именно они составляют его значение) и к которой
мы приходим только посредством цепи других утверждений (так что их поискдолженбытьскрупулезным).
Такимобразом,значениеслова«научный»,
употребляемого в данной статье, заключается в возможности создания такого
порядка суждений, в котором каждое вынесенное суждение играет роль в
определении последующих суждений, тем самым обеспечивая постоянный
контроль за их формированием.
Подобная концепция «научности», ставящая больший акцент на внутренней
логике исследования, чем на той частной форме, которую принимают
результаты исследования, вероятно, поможет нам избежать некоторых
возражений, тотчас возникающих при одном только упоминании науки о
поведении. Пока за данной концепцией научности не будет признан приоритет,
с термином «наука» будут ассоциироваться лишь такие системы знания,
которые, как известно, прежде всего относятся к физической сфере; из-за
этого складывается впечатление, что целью науки о поведении является редукция
проблем поведения к чисто физическим или даже квазиматематическим
формам. Здесь, однако, скорее имеется в виду аналогия методов исследования,
нежели конечных продуктов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.