Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Возможно, именно благодаря большой удаленности от этих
тревожных мест в Европе мы и усвоили кое-какие уроки произошедших там
страшных трагедий и теперь станем более серьезно воспринимать идею де
мократии, спрашивая себя, в чем ее значение, и принимая меры для того
чтобы наши школы все больше превращались в инстанции, готовящие сво
бодных личностей к участию в жизни свободного общества.
Нет нужды напоминать читателю, что наша система бесплатных государственных
школ была основана и внедрена порядка ста лет назад, едва
только люди типа Хораса Манна* и Генри Барнарда** пришли к мысли, что
граждане должны принимать участие в так называемом республиканском
правлении и что им нужны знания, которые может дать только система бесплатного
образования.
Если вы читали авторов той эпохи, то знаете, что школ тогда существовало
немного, они были бедны, период обучения короток, а подготовка большинства
педагогов низка; к тому же, судя по высказываниям Хораса Манна,
хорошо обеспеченных граждан, как правило, интересовало только образование
собственных детей, в остальном они были к нему совершенно безразличны.
Возможно, вы помните, сколь ужасное будущее он предрек обеспеченному
классу в связи с равнодушием того к вопросу об образовании масс
и с каким пафосом он предупреждал, что этот путь опасен: даже хорошо
обучая собственных детей, но в то же время оставляя массам их невежество,
высший класс обрекает их на моральное разложение, от чего в конечном
итоге сам пострадает вместе со своими детьми. Он говорил: «Мы же не хотим
променять угрозу единоличной тирании, исходящую откуда-то из-за
моря, на гидру тирании в своем собственном доме»; но именно это мы и
получим, если не просветим своих граждан.
Я ссылаюсь именно на него, потому что огромная доля идей и идеалов
Хораса Манна и его единомышленников у нас в значительной мере реализовалась.
Думаю, даже он вряд ли мог бы и мечтать о более изощренных и
величественных планировках, постройках и оборудовании школ, чем те, которые
встречаются в некоторых уголках нашей страны. Техническая часть,
внешний план того, за что сто лет назад боролись эти подвижники образования,
в немалой степени осуществлены. Хотя, возможно, я несколько преувеличил.
Ведь мы знаем, в каком бедном состоянии находится большинство
сельских школ, особенно в отсталых штатах, как скудно они оснащены и
как мал срок обучения в них; но тем не менее, оглядев все действительно
сделанное в этом направлении, можно в каком-то смысле считать, что тактическая
часть идеалов Манна и других в наши дни реализовалась.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.