Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Здесь действительно есть проблема. Но ее можно разбить на множество
мелких аспектов и исследовать их по отдельности. Это не глобальная метафизическая
проблема, а специальная проблема вроде тех, что стоят перед
всяким научным исследованием: иными словами, это проблема открытия
тех условий, при которых имеет место наблюдаемое явление. В опыте воз
1 Principles of Psychologic Vol. II. P. 333—334. На странице 335 мы читаем сле
дующее: «Сущность вещи заключается в том, что одно из ее свойств столь значимо
для моих интересов, что, сравнив с ним все остальное, я мог бы это остальное отринуть
». Важная роль «интереса» во всей схеме интерпретации Джеймсом психологических
явлений—факт хорошо известный. Формально он допускает, что интерес
— явление психическое, умонастроенческое. Однако на самом деле он говорит о
нем так, что это легче понять, интерпретировав его суждения об интересе в терминах
выбора, спровоцированного моторными факторами в поведении.
2
Ibid. Р. 80,79; ср. с р. 103—104.
436 437
никают определенные ситуации, одни из которых в основном эмоционального
или аффективного свойства, а другие—ситуации знания той или иной
вещи. Вопрос о том, как возникают эти переживаемые в опыте ситуации,
так важен для нас потому, что знание их является необходимой предпосылкой
контроля. Знание организменных условий есть часть знания, необходимого
нам в том случае, когда мы хотим контролировать процесс обретения
желанного опыта и ухода от нежеланного, в то время как другую часть этого
знания, естественно, составляет знание условий окружающей среды. Знание
процессов, протекающих в нервной системе и мозге,—это важная, хотя
и далеко не достаточная часть необходимого знания об организменных условиях.
Но в принципе между выявлением церебральных условий, играющих
свою роль в галлюцинациях либо в правдоподобном восприятии мира,
и выявлением химических условий, от которых зависит получение воды,
особой разницы нет. Вся разница заключается в степени их сложности. Однако
наша неполная осведомленность о конкретных условиях в случае с ситуациями,
уже являющимися несомненными фактами опыта, не приводит к
созданию вокруг них некой «тайны».
Теперь я перехожу к обсуждению некоторых психологических тем, в
рамках которыхДжеймсдопускает, что одублировании того, что дано намв
опыте нашими «внутренними конструкциями», мы знаем благодаря не наблюдаемым
фактам, а последующей теоретической интерпретации.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.