Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Мне кажется вполне справедливым то, что слова «трепетно относиться
» и «ценить» употребляются как взаимозаменяемые понятия. На первый
взгляд может показаться, будто подобное словоупотребление свидетельствует
о том, что высокая оценка и процесс оценивания—это две совершенно раздельные
вещи. Однако понятия «оценивать» и «ценить» тоже часто используются
как синонимы, и данного факта вполне достаточно для того, чтобы
мы не торопились с подобными выводами. Например, об оценщиках, работающих
для налоговой сферы, говорят, что они оценивают недвижимость,
да и почти в каждой области есть оценщики, имеющие дело с покупкой и
продажей собственности. И как верно то, что они выносят решение относительно
ценности, так верно и то, что они фиксируют ее в определенном значении.
Спорный момент здесь заключается в том, является ли «ценность»
существительным, обозначающим некую самодостаточную сущность, или
же это имя прилагательное, обозначающее свойство или качество, которое
принадлежит при определенных условиях вещи либо лицу, существующим
независимо от того, ценят их или нет. Если принять первое положение, то,
сказав, что алмаз, или любимый человек, или занятие официальной должности
имеет либо представляет собою ценность, мы тем самым заявим, что
каким-то образом установили связь между двумя раздельными и несхожими
целостностями. Держась же второго взгляда, мы, следовательно, должны
полагать, что некая вещь в силу доступных выявлению и описанию событий
приобретает качество или свойство, которое ранее ей не принадлежало.
Подобно тому как вещь, прежде твердая, под воздействием тепла стано
1исходит из совершившегося позднее (лат.).
340
вится мягкой, так в свете данного взгляда нечто индифферентное получает свойство
ценности, когда мы выказываем такое активное беспокойство по его поводу, что это
защищает его либо способствует продлению его существования. Рассматриваемое под
таким углом зрения качество «ценность» утрачивает часто придаваемые ему почти
мистические черты и становится доступным, подобно другим естественным явлениям,
идентификации и описанию в понятиях условий его происхождения и последствий1.
Когда ранее мы предположили, что понятие расценивать (оценивать) часто
употребляется как заменитель понятия ценить, то и не думали намекать на то, что
не видим никакого различия между непосредственным поведенческим проявлением
трепетного отношения и такими операциями, как оценка недвижимости и другого
товара.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.