Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Власть,
бизнес, искусство, религия -все социальные институты имеют свое значение,
цель. Их цель состоит в освобождении и развитии индивидуальных
человеческих способностей без учета расового, полового, классового или
экономического статуса человека. И это согласно с тем утверждением, что
их ценность зависит от того, дают ли они каждой личности такое образование,
которое полностью отвечает ее возможностям. Удемократии много
значений, но если у нее есть и нравственное значение, то искать его нужно
в решении, согласно которому высшим тестом для всех политических институтов
и производственных формирований будет их вклад во всестороннее
развитие каждого члена общества.
Глава VIII
КАК РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОВЛИЯЕТ
НА СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ
Каким образом философские изменения могут серьезно влиять на социальную
философию? Если мы обратимся к ее основам, то увидим, что
все возможные точки зрения на них и все возможные комбинации взглядов
уже сформулированы. Общество состоит из индивидов -этот очевидный
и основополагающий факт никакая философия, сколько ни претендуй она
на новизну, не способна подвергнуть сомнению или отменить. Поэтому существуют
только три альтернативы: 1) общество должно существовать во
благо индивидов; 2) или у индивидов должны быть такие цель и образ жизни,
которые для них установило общество; 3) или же общество и индивиды
-это соотносимые сущности, они органично подходят друг к другу, и при
этом общество требует от индивидов служения и подчинения себе, но в то
же время существует для того, чтобы служить им. Все, что отличается от
этих трех взглядов, не представляется нам возможным логически. Более
того, хотя каждый из трех типов воззрений допускает еще множество производных
и различных вариаций, нам уже, кажется, сообщили о столь безусловном
окончании всех изменений с ними, что отныне возможны разве
что совсем незначительные вариации.
Это особенно справедливо в отношении «органической» концепции*,
которая снимает все возражения, адресованные индивидуалистическим и
радикально социалистическим теориям, избегая ошибок, свойственных и
Платону, и Бентаму. Именно вследствие того, что общество состоит из индивидов,
логично предположить, что индивиды и отношения ассоциации,
которые удерживают их вместе, должны иметь равную важность. В отсутствие
сильных и конкурентных индивидов не на чем было бы держаться
узам и связям, образующим общество. Вне объединения друг с другом индивиды
являются изолированными, они блекнут либо начинают враждовать
друг с другом, и конфликт между ними пагубно сказывается на их развитии.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.