Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Vol. XXXVIII. 1941. P. 533—542) я, боюсь, недостаточно ясно
выделил то обстоятельство, что, говоря о естественных и природных факторах как
условиях ситуации, я имел в виду, что они являются условиями наличия ситуаций, и
разница между их наличием и созданием служит тем основным фактором, который
помогает нам взять качество ситуации (в которой не складывается субъектно-объектное
отношение) под свое целенаправленное руководство.
3 букв.: в определении (лат.), по определению.
326
ворение, временами доходящее до подлинного восторга, может побудить нас
квалифицировать ситуации, которыми завершаются суждения о ценности,
как подтвержденные очевидными фактами. Но качество удовлетворения,
испытываемого по обретении достаточных подтверждений, toto coelo1 иное,
чем качество удовлетворения, которое нам случается испытать независимо
от того, очевиден ли его статус как ценности. Одно из главных благ подлинного
образования в области применения научного метода состоит в том, что
оно вырабатывает в нас способность непосредственно чувствовать эту разницу
между двумя видами удовлетворения.
3. Еще об оценивании как суждении 2
Я благодарен м-ру Райсу за то, что он еще раз предоставил мне возможность
более ясно выразить те аспекты моей точки зрения, которые мне до
сих пор не удалось изложить с достаточной четкостью. В новой попытке
сделать это я ограничусь двумя основными тезисами, выдвинутыми м-ром
Райсом. Один из них состоит в том, что существуют определенные явления,
имеющие такую внутреннюю природу, что наблюдать их можно исключительно
«интроспективно», ибо это может делать лишь один человек, или эго, в
котором они возникают, и подобные явления столь «изолированы от внешнего
мира и индивидуальны», что относятся к числу приватных и, говоря на
языке психологии, «субъективных». Второе положение Раиса заключается в
том, что, несмотря на свою субъективную внутреннюю природу, они могут
использоваться в качестве очевидных оснований для суждений о ценностях
с не меньшим успехом, чем факты открытой для наблюдений и
«объективной» природы, и что поэтому в логическом смысле они
«объективны»,хотя субъективнывсмыслеэкзистенциальном3.
1в значительной степени (лат.).
2Данный текст навеян статьей профессора Райса «О типах ценностного
суждения» в «Journal of Philosophy» (vol. XL. 1943. P. 533—543). Хочу добавить одно
замечание: непроизвольно пользуясь словами «оценочное суждение», я усматриваю в
их сочетании нечто вроде «масла масляного», ибо оценивание и есть суждение.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.