Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Школы, стремящиеся к возможности обеспечивать подобное понимание,
встречают немало трудностей. Концентрация их усилий на этой задаче
полностью соответствует открыто заявленной функции государственного
образования, и только она даст педагогам, заинтересованным в новой
общественной ориентации, исполинскую цель для осуществления.
6. Проблема колледжа гуманитарных наук**
Ничто так не радует в недавней дискуссии о гуманитарном образовании,
как широко распространенное и, вероятно, спонтанное употребление
термина «освободительный» в качестве синонима слова «гуманитарный»,
поскольку оно свидетельствует о разрыве с традиционной идеей, согласно
которой определенный набор предметов является гуманитарным благодаря
их некой внутренней особенности, свойственной им в силу неотъемлемой
сущности или природы,—таким же образом когда-то считали, что опиум
повергает человека в сон благодаря своему снотворному свойству. Эта последняя
трактовка гуманитарных наук, по мнению некоторых писателей и
педагогов, обладала определенным достоинством, так как на ее основании
оказывалось, что вовсе не обязательно серьезно изучать, во что же на практике
выливаются подобные предметы для тех, кто их познает. Раз уж какаянибудь
специфическая группа предметов «гуманитарна» в целом и по отдельности,
то такое исследование неуместно. И если их воспитательным
эффектом не всегда является раскрепощение наших душ, то в этом надо ви
нить не предметы, а посторонние факторы, например, такие, как природная
неспособность некоторых студентов подняться на истинно «интеллектуальный
» уровень. Определять «гуманитарное» как то, что «дает свободу», —
значит считать проблему гуманитарного образования и колледжа гуманитарных
наук принадлежностью сферы исследования, основным вопросом
которого становится вопрос о реальных последствиях такого образования.
Областью проверки и доказательства правомерности его притязания являются
видимые последствия, а не априорные догмы.
Смысл общихположений, которыемытолько что привели сцелью выделить
современные проблемы гуманитарного колледжа, может быть раскрыт
в контексте знаменитых исторических обстоятельств. Теория, согласно которой
некоторые предметы гуманитарны в силу того, что их внутренняя природа
отражает нечто вечное и неизменное, была сформулирована еще до
появления научного метода. Она вторила однажды сложившейся философской
доктрине, определяющей отношения всех форм знания. В соответствии
с этой доктриной все познаваемое является таковым благодаря своей внутренней
природе, форме или сущности, и, следовательно, познание заключается
в интуитивном постижении этой самой природы посредством чистого
«разума».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.