Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Если это лучший из возможных миров, то как
бы тогда выглядел мир, в корне скверный? Мелиоризм*, стремление к совершенствованию
-это убеждение в том, что особые условия, существующие
в данный момент, будь они относительно хороши или относительно
плохи, в любом случае подлежат улучшению. Он вдохновляет разум на
изучение положительных средств достижения блага и препятствий для его
осуществления, а также на умножение стараний по созданию лучших условий.
Он рождает иную уверенность и более оправданные надежды, чем это
делает оптимизм. Ведь предпосылка оптимизма, согласно которой благо будто
бы уже реализовано в абсолютной реальности, чревата тем, что мы можем
неверно истолковывать зло конкретное, существующее. Оптимизм с чрезвычайной
готовностью избирают в качестве своего кредо те, кто живет комфортно,
без напряжения, те, кто успешно добивается всех наград этого мира.
Люди, исповедующие оптимизм, с чрезвычайной легкостью становятся черствы
и невосприимчивы к страданиям людей менее удачливых или с готовностью
списывают причины чужих несчастий на личные недостатки тех, с
кем они происходят. Тем самым оптимизм оказывается ничем не лучше пессимизма
-несмотря на то, что, по определению, они абсолютно противоположны,
-поскольку точно так же притупляет в нас способность к сочувственному
пониманию и осмысленным попыткам изменения мира. Он манит
нас из мира относительности и изменчивости в тишь да гладь абсолютного
и вечного.
Значение многих перемен в моральной позиции сосредоточено в идее
счастья. Счастье нередко становилось для моралистов объектом презрения,
хотя даже наибольшие аскеты среди моралистов, как правило, воссоздавали
идею счастья под именем чего-то иного, скажем блаженства. Добропорядочность
без счастья, добродетель и доблесть без удовлетворенности, цели
без ощутимого удовольствия их достижения -все это столь же невыносимо
практически, сколь противоречиво в понятии. Счастье, однако, не тождественно
простому обладанию; оно не является незыблемым приобретением.
Такое счастье -это либо недостойное человека самолюбование, столь
резко порицаемое моралистами, либо -даже под именем блаженства -бессмысленная
скука, золотая пора легко дающейся свободы от всякой борьбы
и труда. Оно устроило бы разве что самых изнеженных слабаков. Все видят
счастье только в успехе; но успех означает преуспевание, достижение чегонибудь,
продвижение вперед. Это активный процесс, а не пассивная данность.
Он соответственно включает преодоление препятствий, устранение
источников несовершенства и недуга.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.