Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Основной у него является
проблема истинного взаимоотношения индивида и вселенной, а это конечная
проблема самой философии. Усиливающаяся оппозиция Джеймса всякой
форме монизма, идеалистической, равно как и материалистической, его
борьба с любого рода абсолютизмом—метафизическим, этическим, политическим;
его плюрализм, его индетерминизм — в общем, все определяющие
мотивы его философии проистекают из чрезвычайно глубокого и личного
чувства ценности индивидуума, сочетающегося, однако, с не менее
полным представлением о том, в какой степени новые данные естествознания
(которое всегда с неизменной силой влекло его) могут казаться враждебными
рациональному обоснованию той идеи, что во вселенском порядке
вещей индивидуальность как таковая имеет какую-нибудь особую ценность
в качестве аргумента. Его длительный интерес к философии коллеги
Ройса, живо отображенный в этих лежащих перед нами томах, является
свидетельством его неудовлетворенности попытками придать какую-либо
ценность индивидууму на базе монистического индивидуализма. Как однажды
он написал, «стоит представить, что мир един, и тогда преклонение
перед ним и ненависть к нему будут равно односторонними и равно законными
реакциями». Стоит истолковать мир как множественность, и тогда
различие между хорошим и плохим обретет смысл, а в силу этого различия
обретут смысл также выбор, верность, поклонение. Но не более убедительными
показались Джеймсу и попытки его главных единомышленниковплюралистов
Дэвидсона и Хоуайсона* найти строго рациональную опору для
идеи о первостепенной и окончательной ценности индивидов как таковых.
Их взгляды, с одной стороны, представлялись ему абстрактно диалектическими,
а с другой стороны, основывающимися либо на недостатке должного
эмпирического и научного знания, либо на недостатке должного уважения
к подобному знанию (вероятнее всего, на том и другом). Ему же виделся
выходом известный акт веры, если понимать под верой решение жить
так, словно определенная идея истинна до тех пор, пока ничто не свидетельствует
об обратном. Между прочим, акт веры находит определенную
степень рациональной поддержки в нашей инстинктивной эмоциональной
жизни и в вердиктах непосредственного опыта как способе ознакомительного
познания.
Биографические корни этой основной философской позиции Джеймса, повидимому,
главным образом можно найти в кризисе его собственной жизни, который
он переживал в связи с крайней депрессией, вызванной ухудшением здоровья в 1870-м.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.