Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Она сводит непосредственный опыт к череде
склонностей, предпочтений или состояний, которые трактует как условия
либо ключи опыта-жизни. Она имеет дело не с таким опытом, который
состоит в том, что мы видим дерево, а с опытом, сведенным путем
абстрагирования к склонности, или состоянию восприятия; это не конкретный
прилив ярости со всем, что из него вытекает для личности или общества,
а ярость как один из типов общей психической склонности, которую
309
мы называем эмоцией. Психология заинтересованане в конкретном суждее
нии как таковом, не говоря уже о моральном суждении. Психологический
анализ выявляет в опыте типичные склонности, с которыми психологи
имеет дело в дальнейшем, и просто абстрагирует их, чтобы о них можно
было высказываться объективно.
Каждое положение моральной теории, апеллирующее к нашему нрав
ственному сознанию, задает отношения, истина которых должна быть в ко
нечном счете проверена в ходе психологического анализа,—точно так же
как всякое суждение, относящееся к сугубо физическому явлению, в итоге
должно удовлетворять определенным всеобщим условиям физической ре
альности, установленным в ходе физического анализа.
Психологический анализ, например, не ставит перед нами цели или иде
ала, актуальных для опыта в данный момент. У него нет задачи внушить
нам, каковы наши цель или идеал. Психологический анализ показывает нам
что значит формировать и лелеять цель. Психологический анализ отвлека
ется от конкретного образа цели, обнаруживаемого в рамках сиюминутного
опыта, и благодаря (а не вопреки) подобному абстрагированию проясняет
для нас целеполагание в понятиях его условий и последствий, то есть в поня
тиях иных характерных склонностей, сопутствующих другим видам опыта.
Поэтому положения чисто психологического порядка неизбежно присутствуют
во всякой конкретной моральной теории. Логический анализ морального
суждения как процесса, объясняющий его внутреннюю организацию
или структуру в связи с той особой логической функцией, которую оно
должно выполнять, обеспечивает нас категориями или специфическими понятиями
этической науки и придает им формальное значение, дефиницию.
Но логическая категория, скажем цели или идеала, становится конкретной
только в том случае, если некий индивидуум в данный момент воспринимает
или вынашивает в своем опыте данную цель, что в свою очередь предполагает
действие или намерение, связанные с формированием или вынашиванием
данной цели либо идеала.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.