Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но после того как Юм с добродушной ясностью указал на тот
факт, что в результате аналитического расклада верований на чувства и ассоциации
«естественные» идеи и институты оказались в той же позиции, в
какую реформаторы привели «искусственные», ситуация изменилась. Рационалисты
позаимствовали логику сенсуалистического эмпиризма, дабы показать,
что опыт, дающий нам только уйму хаотичных и разрозненных частностей,
столь же фатален для науки и нравственных законов и обязательств,
как для опостылевших институтов; и сделали вывод, что мы должны прибегать
к «Разуму» всякий раз, когда опыт необходимо снабдить связующими
и обязывающими принципами. Новый рационалистический идеализм Канта
и его последователей, по-видимому, был вызван к жизни абсолютно деструктивными
результатами новой эмпирической философии.
Новая концепция опыта и новая концепция отношений разума к опыту
или, точнее, места разума в опыте стали возможными благодаря двум вещам.
Первый фактор -это изменения, которые произошли в реальной сущности
опыта, его содержании и методах, -того опыта, который реально переживается.
Второй - это развитие психологии, основанной на биологии,
что позволило по-новому, научно сформулировать сущность опыта.
Разрешите мне начать со специального аспекта -с изменений в психологии.
Мы только теперь начинаем осознавать, какой вопиюще неверной
была психология, которая господствовала в философии на протяжении
XVIII и XIX веков. Согласно этой теории познания, мыслительная жизнь
берет начало в ощущениях, которые возникают разрозненно и по сути пассивны
и которые складываются согласно законам сохранения и связи в мозаику
образов, перцептов и концептов. Чувства рассматривались как ворота
или каналы познания. Кроме соединения атомарных ощущений роль
мысли в процессе познания была совершенно пассивна и вторична.
Считалось, что волеизъявление, действие, эмоция и желание идут на
поводу у ощущений
и образов. Интеллектуальный или познавательный
фактор стоят на первом месте, а эмоциональная и волевая жизнь-это не
более чем регулярное соединение идей с чувствами удовольствия и боли.
64
65
Результатом развития биологии стала противоположная картина. Всюду,
где существует жизнь, есть поведение, активность. Для того чтобы жизнь
продолжалась, эта деятельность должна быть непрерывной и адаптированной
к окружающей среде. Более того, процесс адаптации не является абсолютно
пассивным; он не сводится к простому обтесыванию организма средой.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.
Выгодное предложение: купить бак для сбора мусора в интернет-магазине Brabantia.