Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Многим верилось, что в нем самом заключена
краткая суть вьщающейся социальной философии. Согласно ее формуле, одна
великая интеллектуальная проблема касается определения границы двух
изолированных сфер—сферы авторитета и сферы свободы; другой задачей
является воплощение этой теоретической демаркации, или четкого разграничения
двух сфер, на практике. Из формулы еще кое-что следовало. Внутренней
тенденцией «сферы» авторитета является бесконечное расширение,
попрание границ «сферы» свободы и установление таким образом диктата,
тирании и, выражаясь современным языком, строгой регламентации всей
жизни. Следовательно, истина—на стороне идеи и практики индивидуальной
свободы; авторитет есть ее враг, и всякое явление социального авторитета
и контроля должно, таким образом, тщательно отслеживаться и почти
всегда получать беспощадный отпор. Однако поскольку область свободы
имеет свои границы, то там, где «свобода» начинает деградировать во «вседозволенность
», целесообразно обращаться к механизмам авторитета, которые
помогут восстановить равновесие.
Подобно многимлозунгам, снискавшим популярность, этаформуластала
модной и влиятельной благодаря тому факту, что она на первый взгляд предлагала
решение всем известной проблемы, хотя, по правде сказать, именно
этой проблемы она сторонилась и, медля с попытками ее действительного
разрешения, служила недолговременной поддержкой то для одной из соперничающих
сил, то для другой, но всегда к ущербу для обеих. Ведь даже если
мы примем эту доктрину и все ее понятия за чистую монету, то все равно не
получим ответа на фундаментальный вопрос об истинном протяжении двух
отчужденных друг от друга сфер, и их истинные границы и очертания так и
останутся предметом нескончаемых споров.
Настоящая же проблема состоит в отношениях авторитета и свободы.
Но с появлением идеи, согласно которой соответствующие им сферы действия
оказываются разделенными, именно эта проблема ускользает от нашего
внимания, и ее решение повисает в воздухе. Из этой идеи следует, что
авторитет отвечает за стабильность социальной организации, через которую
индивидам задаются цель и опора, в то время как личная свобода связана
с факторами, при помощи которых индивид производит перемены сознательно.
Вопросом, требующим нашего пристального внимания, является глу
бокое и органичное единство двух вещей — авторитета и свободы, стабильности
и изменения. Идея о том, чтобы достичь решения при помощи изоляции,
а не единства, едва мы начинаем ей следовать, дезориентирует и лишает
смысла саму попытку решения.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.