Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Эти традиции
влияют на предмет и методы преподавания, на дисциплину, организацию
и управление в школах. Такие ограничения свободы образования—
сказать по совести, довольно серьезные и ощутимые—во все времена были
объектом критики со стороны реформаторов от образования. Но вдобавок к
подобным ограничениям, и без того тягостным, есть еще одно, особенно
опасное в наше время. Это попытка пресечь мысль, зажать рты и уши учащихся,
да и преподавателей, чтобы предотвратить распространение чеголибо
несозвучного практике и убеждениям привилегированного класса с его
экономическим и политическим статус-кво.
Тема учительской клятвы так хорошо знакома всем, что я обращусь к
ней только за иллюстрацией. Поскольку по нашей Конституции допустимо
изменение ее самой, пусть даже сложными и громоздкими способами, и
поскольку она безоговорочно сохраняет за народом (равно как и властями
штатов) все права, не являющиеся исключительными привилегиями Федерального
правительства, а также, поскольку к этим сохраняемым за людьми
правам относится право осуществлять революцию, когда условия жизни
станут невыносимыми, — на что равно указывали и Джефферсон, и Линкольн,
— учитель может без всяких угрызений совести принимать клятву
верности Конституции. Но вот отбор учителей как класса личностей, обязанных
принимать присягу, является общественно серьезным делом, так как
это одна из фаз широкого движения, направленного на укрепление свободы
образования во всех вопросах, касающихся экономических и политических
обстоятельств и способов действия.
Я уже неоднократно подчеркивал, что свобода есть социальная проблема,
а не просто претензия частного индивидуума. Я утверждал, что свобода
—это вопрос распределения эффективных сил; что борьба за свободу в конечном
итоге важна своими последствиями, состоящими в более справедливых,
равноправных и гуманных отношениях мужчин, женщин и детей друг
с другом. Ни в одной разновидности социальных усилий реализация общественного
содержания свободы не существенна так, как в борьбе за свободу
академическую. Каждый, кто читал о том, какие призывы бытовали в ранний
период борьбы за всеобщие и бесплатные школы в нашей стране, знает
и о том, какой акцент делался на образовании как непреложном условии для
создания образа гражданства, служащего залогом успеха демократии. Сегодня
свобода педагогов преподавать и студентов обучаться является настоятельно
необходимым основанием для разумной гражданственности, поистине
свободной и пригодной для осуществления социальной реконструкции,
без которой демократия погибнет.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.